“Идиотская” гениальность

19 июня 2003 в 00:00, просмотров: 222

Сериал по роману Достоевского “Идиот” смотрела вся страна. Возвращение русской классики на экран зрители приняли на ура: такого количества писем с откликами на телесериал мы еще не получали. Причем большинство наших читателей не только проставили оценки актерам, режиссеру и сценаристу, но и подробно прокомментировали сам фильм.


Я по образованию филолог и с творчеством Достоевского знакома не поверхностно. К тому же смотрела фильм 1958 года, а посему сравнение неизбежно. Пусть фильм И.Пырьева и не придерживался текста писателя, напрягая любовными коллизиями, но режиссер не ошибся в подборе актерского ансамбля: фильм смотрелся, принимался, волновал, истязая душу, что почти отсутствует в фильме Бортко. И если бы не мученическая гениальность Евгения Миронова, то смотреть было бы некого.

Если применить фразу “актер работает”, то в фильме по-настоящему работают лишь Миронов и Владимир Ильин. А все остальные “пребывают в типаже”, но не более того!

У Достоевского все герои значительны, заставляют думать, сострадать, порой — содрогаться. А герои, доверенные на “прожитие” актерам нового “Идиота”, раздражают, на них не хочется смотреть, а тем более слушать. И гению Миронову приходится своей игрой “выручать” всех-всех. Он играет Мышкина так, что за ним просматриваются образы Христа, сыгранного им Гамлета... В дальнейшем, как мне думается, ему будет подвластна роль короля Лира. Таких актеров надо беречь как национальное достояние.

Скажите, что делает в этом сериале Боярский? Он не типаж Достоевского, нет! Домогаров пусть тиражирует свои внешние данные в каком-нибудь энном варианте “Бандитского Петербурга” — это ему ближе по диапазону. Лазарев никак не выпрыгнет из “Королевских игр”! Басилашвили снимает ксерокопию с самого себя. Чурикова работает в ореоле своего актерского имени...

А вот совсем не актриса по образованию Мария Киселева действительно не оказалась “слабым звеном” в звездном актерском ансамбле. Мне кажется, лидирует именно она, а не Лидия Вележева в роли Настасьи Филипповны. Кто сказал, что Настасья Филипповна должна смеяться смехом вокзальной проститутки? Где ее внутренняя трагедия, тождественная личностной трагедии Льва Мышкина?! Они не антиподы, их трагедия ложится на одни и те же оценочные весы. Мышкин — Христос (у Миронова именно и есть Христос), а Настасья Филипповна, на мой взгляд, — кающаяся Магдалина, омывающая Христу ноги. Мадам Вележева не омоет ног, не вытрет слезы: упаси Бог! В сериале Настасьи Филипповны нет, она осталась за кадром...

С.А.ЗАВЬЯЛОВА,

Моск. обл., п. Вешки.


* * *

Ни один фильм российского производства я не смотрела с таким вниманием и огромным удовольствием, как фильм Бортко “Идиот”. Хотя игра Яковлева и Борисовой в свое время заслуживала внимания и я люблю этих артистов, но игра Евгения Миронова превзошла всякие ожидания! Я от него в восторге!

Внимания заслуживает и Лидия Вележева. У нее достаточно сложная роль, ведь Настасья Филипповна сама не знала чего хотела, кому отдавать предпочтение: Рогожину ли, Мышкину... И, конечно, наивысшей похвалы достойна Инна Чурикова.

Евгения ПАВЛОВНА, г. Москва.


* * *

В наше бесшабашное время удивительно видеть на экране телевизора такую талантливую, серьезную и трудную работу, как “Идиот” Бортко. Даже не сравниваю ее с экранизацией Пырьева, так как она совсем другого плана, подхода, более вдумчивая и философская. Это замечательно точный Достоевский: его взгляд, его душа. Не могу обойтись без восторженных слов в адрес операторов, художников, композиторов, режиссера. Их работа — высший пилотаж! А актеры — великолепная, талантливая команда!

Конечно, не все серии равноценны. Но сериал в целом — большая удача, победа, с которой от души поздравляю и славный коллектив его создателей, и тех, для кого он создан.

Л.А.БОГАЧЕВА, г. Москва.


* * *

Счастлива, что нашелся режиссер, который обратился к русской классике. Ведь больше невозможно смотреть однообразные и бессмысленные фильмы про убийство и насилие, кровь и наркотики...

Главное достоинство нового “Идиота” — актерский состав, который подобран безупречно. Когда я перечитываю роман, князь Мышкин упорно всплывает в памяти в образе неподражаемого Евгения Миронова. При его игре сердце начинает биться чаще, с героем живешь одним порывом. Думаю, что талант Евгения никто не оспорит.

Чурикова, Ильин, как всегда, великолепны. Ольга Будина, на мой взгляд, прекрасно “прозвучала” в роли нежной и в то же самое время твердой Аглаи Епанчиной. Да и Мария Киселева — талантлива и неординарна, потому что раскрыла свои способности и в спорте, и в роли телеведущей, и в кино.

А после роли Настасьи Филипповны я влюбилась в актрису Лидию Вележеву. Тот образ, который она создала, несет в себе что-то порочное, грешное, дьявольское. Но в такой женщине скрыта и истинная страсть.

Город Достоевского — мрачный и серый. Бортко это увидел: серый цвет преобладает в фильме. И это один из “плюсов” картины.

МАРИЯ, ученица 10-го класса,

г. Москва.




Партнеры