Экие вы мелочные!

— Поддевайте, поддевайте, — подбодрил меня мой собеседник.

На столе передо мной лежала внушительная горка деревяшек, что-то вроде посуды для кукол: скалки, чайники, блюдца — все не более наперстка.

Я смело ткнула крючком в серединку. Кучка шустро обвалилась.

— Ага, — обрадовался мой противник, — пропускаете ход!

Я вздохнула. И кто это сказал, что в бирюльки легко играть?


В наше время мало кто знает, что представляют собой таинственные бирюльки, а сто лет назад никому не нужно было объяснять, что это такое. Бирюльки — это мир вещей в миниатюре. В деревянной коробочке в виде репки, шара или яблока лежало обычно 36 деревянных точеных чайничков, чугунков, самоварчиков, чашек, блюдец. Каждая вещица крошечная, не больше трех сантиметров. К комплекту прилагалось несколько крючков. Играли вдвоем. Встряхивали мелочь в коробке и горкой осторожно высыпали на стол. Затем крючками подхватывали по одной бирюльке. Задел соседку — теряешь ход. Играли на интерес или на щелбаны.

— Бирюлька давно в Красной книге, — вздыхает токарь-бирюлечник Сергей Виданов, которого мы нашли недалеко от Подольска.

Бирюльки в деревне Бабенки Подольского района делали с начала XX века. В 1906 году наши бирюльки бойко шли на экспорт в Германию, а с середины 50-х в России вообще нет бирюлек и традиция потеряна. Виданов, наверное, последний из могикан.

Первые бирюльки (так называемый крестьянский вариант) изготовили из горсти соломинок, две из которых были загнуты в форме буквы “г” и служили крючками. Уже потом появились деревянные фигурки. Кроме посуды мастера часто обращались к теме мебели, туалетных приборов и инструментов.

— Это не только популярная, но еще и полезная игра, — уверяет меня Виданов, — развивает мелкую моторику пальцев, внимание, терпение, координацию движений.

У бирюлечников свои секреты. Обычно мелочь делали без специальных измерительных приборов, самые крупные предметы “на глазок”, махонькие — под увеличительным стеклом. Для дорогих экземпляров использовали карельскую березу и пальмовое дерево, которое до революции покупали в Москве на вес (1 рубль 75 копеек за пуд). Крупную бирюльку красили и полировали, мелкую оставляли непокрытой. Раньше было принято так: мужчины точили игрушки, а женщины и дети их отделывали. В каждый набор надо было положить 32 штуки. Нельзя ошибиться в комплектации и лучше не ронять — ведь стенки бирюлек тонкие, того и гляди расколотишь. Бирюльки из кости считались дорогим подарком и часто становились семейной реликвией. Виданов сделал бирюльки, подобные тем, которые купил Лев Толстой у известного бирюлечника Журкина в деревне Ликино. Те игрушки прятались в коробочке в виде яблока, которая была величиной с лесной орех, а каждая бирюлька размером с крупинку. У Виданова коробочка сделана из фундука (!), а в ней лежат 16 выточенных на станке (без всякой лупы!) микроскопических костяных бирюлек. Сам процесс изготовления подобного произведения искусства завораживает. Сергей Виданов заправил заготовку в токарный станок, болванка закрутилась, мастер вооружился огромными стамесками. Ага, а еще обещал сделать маленькую бирюльку! Такими граблями только самолет собирать... Но вот несколько движений — и взору моему представилась деревянная пузатенькая бутылочка длиной меньше наперстка и с горлышком толщиной с суровую нитку.

— Эх, жаль — это липа, тонкой работы не сделаешь, — еще и расстроился Виданов, — а сейчас мы ей пробочку выточим.

И выточил. И усмехнулся:

— Мелочный я человек, правда? Совсем крошечные вещицы лучше точить из груши или яблони.

Сегодня под Одинцовом делают бирюльки из велосипедных спиц... в виде одинаковых палочек. Где-то в Скопине мастерят глиняные бирюльки. Вот только встряхивать их боязно, еще расколотишь на мелкие кусочки. Для крючка раньше использовали балалаечные струны, а сейчас наловчились делать захват из обычной скрепки.

— Впервые я увидел бирюльки лет двадцать назад в Музее игрушки в Сергиевом Посаде, в запасниках, — рассказывает токарь. — Это были уникальные бирюльки, изготовленные в начале XX века из кости, всего 100 штук. В наборе были представлены сельскохозяйственные инструменты. Коса, плуг, серп с маленькими гвоздиками...Коса была так тщательно сделана, что хоть увеличивай и коси. Вскоре я уже выточил первый экземпляр.

Странный человек Сергей Виданов. Он не выпускает игрушки на продажу, а учит детей делать с любовью традиционные русские токарные игрушки, в том числе и бирюльки.

— Я почему деревянные игрушки люблю? Никакой агрессии в деревянных вещах нет. Это наша, родная игрушка, проверенная веками. Моя задача маленькая — на своем месте укреплять мощь страны. Чему вы удивляетесь? Игрушки — это политика. Во что ребенок играет, с таким менталитетом он и вырастет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру