Геннадий Шпаликов получил доску

Имя Геннадия Шпаликова на долгое время было прочно забыто, несмотря на то что регулярно появлялось на экранах телевизоров. Фильмы по его сценариям давно стали культовыми, им подражало и продолжает подражать не одно поколение кинематографистов. Один из них — “Я шагаю по Москве” — вчера заставил заговорить о Шпаликове даже министра культуры Михаила Швыдкого. Картине исполнилось 40 лет, и в рамках Московского кинофестиваля на 1-й Тверской-Ямской, 13, открыли мемориальную доску Геннадия Шпаликова — поэта и драматурга.

Шпаликов — это эпоха. В кино он сделал намного больше, чем в поэзии, но по жизни был гораздо больше поэтом, чем драматургом. Его личность вся состоит из таких парадоксов. Он умел создавать поэзию из ничего: “Я сетую. На что я сетую? Я просто так с тобой беседую”. И этот свой поэтический голос, словно бы немного простуженный в апрельскую оттепель, он перенес в кино. И там Шпаликов зазвучал. На открытии мемориальной доски Никита Михалков сравнил его с Жаном Виго во Франции, и это сравнение имеет место быть. Так же, как имеет место быть его предположение о том, что, родись Шпаликов во времена Пушкина, он обязательно был бы его другом. “Однажды, когда мы с Сережей Никоненко жили на Сивцевом Вражке, к нам пришел Гена Шпаликов, пьяный, с авоськой, в которой были початая четвертинка водки и куча скомканных бумажек. Когда мы спросили его, что это, он ответил, что это — стихи. И это была потрясающая картина: гений спит, постепенно трезвея, а мы с Сережей на полу расправляем эти бумажки и читаем новые стихи”, — делился Михалков своими воспоминаниями с прессой.

После завершения торжественной части Никита Сергеевич ответил на вопросы корр. “МК”:

— Когда вы последний раз встречались со Шпаликовым?

— Последний раз я нес его гроб. Я помню его волосы около своего лица, и волосы пахли Геной, и это было так странно. Это была одна из первых потерь в моей жизни — человек, которого я любил и знал, и поэтому это было сильное потрясение.

— Вы часто бываете на его могиле?

— Нет, я не бываю там часто. Последний раз я был на одном из юбилеев, затрудняюсь вспомнить даже, на каком. Я думаю, что то, как я могу помочь Гене, неважно, и я не хочу расшифровывать — я делаю это ежедневно.

— Часто среди друзей вы вспоминаете его имя, произносите тосты за праздничным столом?

— Да. Гена — легенда, Гена разбросан в пространстве своими афоризмами, шутками, фантастическими историями, фразами. Мы с ним писали вместе сценарий, который назывался “Сестра моя жизнь”, к сожалению, он так и не был поставлен. И мы придумали там замечательную фразу: “Скучный, как хор моравских учителей”. Это Генино. Почему моравских? Почему учителей? Я этого не знаю, но, по-моему, ничего “скучнее” и быть не может!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру