Физра на грани фола

Сегодня о нашем хоккее поют редко. А после матчей сборной России по футболу — “такая бо-о-оль, такая боль!”. В чем причины провалов? Следуя формуле “спортсменами не рождаются — спортсменами становятся”, “МК” попытался выяснить у ректора Российского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма (бывшая РГАФК) Олега МАТЫЦИНА, чему и как учат сейчас российских спортсменов.

— Олег Васильевич, за 85 лет вуз натренировал 50000 спортсменов, в том числе таких великих, как Лев Яшин, Ирина Роднина, Валерий Харламов... В этом году “звание” “академия” сменилось на “университет”, но есть ли чем и кем похвастаться сегодня?

— Вы видели нашу галерею олимпийских чемпионов? 140 человек! При мне вуз закончили обладательница Кубка мира по конькобежному спорту Светлана Журова, Ирина Слуцкая, Павел Буре. Наше главное достижение — мы смогли сохранить научно-педагогический коллектив. Но многим сегодня стыдно говорить, что они работают в вузе за полторы—три тысячи рублей. Так что вот вам и основная проблема — подготовка новых профессиональных кадров, людей с новым мышлением, с новым взглядом на проблемы физкультуры и спорта, умением и навыком их разрешить. Значит, необходимы деньги на развитие образовательных программ. А у нас залов не хватает, обуви, спортинвентаря. Пока президент готов содействовать увеличению финансирования отрасли, надо сформировать имидж специалиста физкультуры и спорта.

— А что для этого делает вуз?

— Некоторым ребятам платим повышенные стипендии из внебюджетных средств, полностью оплачиваем участие в соревнованиях наших студкоманд и в загранкомандировки отправляем. У нас многолетние традиции, достижения... Но хочется, чтобы об имидже профессии заботились не только в вузе, но и в государстве в целом, а то 6 часов тебя уважают, вышел на улицу — и всё. Потом удивляемся, когда у людей язык не поворачивается сказать, что они за Родину играют. 100 тысяч долларов за матч — вот это другое дело! Ну, получают они эти гонорары — и что? А если в душе у человека ничего нет? Вон их сколько играет, а страна уже не попадает даже на чемпионат Европы, не то что мира...

— Как учат спортсменов сегодня?

— Многие считают, что достаточно учить людей каким-то элементарным спортивным навыкам, грубо говоря, просто подкидывать мячик. Ну вот, так и играют наши футболисты, как их готовят. Нет педагогов с нормальным игровым мышлением, интеллектуального потенциала у них нет. Школы тренерской как таковой не существует. Вернее, она существует только как двигательная школа, чтобы технику поставить. Однако ушло то время, когда можно было найти в Сибири тяжеловеса, пригнать его — и он тебе переломает все что угодно. Или взять со двора футболиста, чтобы побегал в свободное время. Сейчас другой уровень и спорта, и жизни. Если мы будем просто учить бегать, прыгать, скакать — мы ничего в мировом спорте не добьемся. Необходима комплексная подготовка. Сейчас наша задача научить быть не просто “быстрее, выше, сильнее”, но и умнее. Идея вуза в том, чтобы прежде всего воспитать человека, умеющего думать и сочетать знание своего организма (анатомии, физиологии, биохимии) с духовным потенциалом.

— У вас есть отдельный факультет, где учатся “звезды” спорта. Их готовят по-особенному?

— Сегодня на факультете индивидуального профобразования около 150 человек: члены национальных сборных команд, спортсмены, выступающие в супердивизионе в игровых видах спорта, в командах мастеров. На этот факультет мы переводим уже со 2-го курса при наличии ходатайства федерации, а сначала все поступают на обычные факультеты (их у нас 10, там учат фехтованию, боксу, стрельбе, атлетике, велоспорту, аквааэробике, режиссуре спортмероприятий и т.д.). Известные спортсмены учатся очно-заочно, но могут посещать любые интересующие их занятия и получать консультации на любой кафедре... Выдающихся спортсменов отличает от средних то, что они, кроме всего прочего, научились смотреть на свою работу со стороны, как педагоги и ученые. Например, Светлана Журова написала дипломную работу на основании дневников: она анализировала собственный опыт подготовки к соревнованиям, достижению максимальных результатов. Этот материал очень ценный и для преподавателей, и для студентов.

— Когда же научат играть новых Львов Яшиных? Какие перспективы у российской спортивной школы?

— Они зависят от перспектив образования вообще. С одной стороны, мы плачем, что нет педагогов нормальных, потому что у государства нет денег финансировать вузы, а с другой — выбрасываем деньги в трубу. Это я о нашем бесплатном образовании: 70% бюджетников-студентов идут потом в коммерческую сферу. Мой план такой: два года мы предлагаем учебу за счет государства, человек получает диплом о неполном высшем образовании (таким образом конституционное право на бесплатное высшее образование соблюдается), а дальше — пожалуйста: хочешь бюджетное место — после вуза 3 года отработай на государство, а иначе — плати за учебу. Учитывая, что государство тратит в среднем 1500 долларов в год на одного студента, сэкономленных денег хватило бы и на учебники, и на стипендии, и на зарплаты преподавателям.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру