Дама с большой буквы

30 июня 2003 в 00:00, просмотров: 323

Любой зритель, знающий европейское кино, при упоминании имени Фанни Ардан сразу понимает, о ком идет речь. Про таких актрис, как она, говорят “выразительная”, а про таких женщин — “шикарная”. Вот и на XXV ММКФ, куда Ардан привозила свой последний фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли “Каллас навсегда” (показанный на закрытии фестиваля) и где она получила премию Станиславского, все были переполнены эмоциями после общения с ней.

С отличным вкусом, удивительно женственная и очень откровенная в своих ответах на вопросы журналистов, Фанни Ардан выглядела дамой с невероятным чувством достоинства. Дамой с большой буквы.

На интервью в кинотеатр, где в скором времени в прокате пойдет фильм “Каласс навсегда”, Фанни Ардан пришла в элегантном легком плащике, в черной атласной юбке до колен, в черной блузке и черных босоножках. Когда она гуляла по кинотеатру, знакомясь с достопримечательностями в окружении поклонников и местной дирекции, представленной в основном мужчинами, ее шпильки то и дело застревали в полу. Она не стала скандалить по этому поводу или отказываться от экскурсии. Всякий раз, выдергивая каблучок из “ловушки”, она просто опиралась на руку рядом стоявшего мужчины, мило улыбалась и шла дальше.

“Я всегда вела беспорядочную жизнь”

Отвечая на вопросы, она все время смотрела мне прямо в глаза. Умный и глубокий взгляд женщины, которая в ответ на собственную откровенность ждет откровенности и от собеседника. Я решила начать с неожиданного вопроса:

— У вас никогда не возникало желания все бросить и заняться чем-то другим?

— Да, у меня был один такой момент. Но, когда у меня родился первый ребенок, врач, принимавший роды, сказал: “Не думайте, что вы принесете ребенку радость, если бросите ради этого карьеру. Наоборот, вы должны быть актрисой хотя бы для того, чтобы сделать вашу дочь счастливой”.

— Не оставив своей карьеры, вы успели родить трех дочерей. Как вам это удалось?

— Я всегда вела беспорядочную жизнь. (Смеется.) Никогда не любила жизнь организованную. Возможно, именно это и стало причиной появления моих детей на свет. Но во всем хаосе все-таки была одна закономерность — я любила их отцов. (Отец второй дочери, Жозефины, — классик мирового кинематографа режиссер Франсуа Трюффо. — Н.П.)

— А кого вы любили больше всего из своих партнеров по фильмам?

— Жерара Депардье.

— Вы так искренне играли вместе в прославившем вас фильме “Соседка”... У вас не сложились близкие отношения?

— Это могло быть возможно только в другом мире. Для меня есть кино, есть Жерар, а есть и личная жизнь.



“Я смогла бы сыграть роль убийцы...”

— И все-таки, что для вас важнее: творчество или личная жизнь?

Ардан делает долгую паузу, задумывается, загадочно улыбается:

— Мне кажется, что творчество продлевает мою жизнь. Моя карьера актрисы, которую я начала в 20 лет и продолжаю по сей день, очень сильно влияет на все остальное. Я могу быть счастливой в личной жизни, только если чувствую, что моя профессиональная карьера состоялась и я счастлива в выборе профессии. Иначе у меня не получается быть счастливой. Я мучаюсь, переживаю, и все эмоции полностью отражаются на личной жизни.

— На закрытие кинофестиваля вы привезли в Москву свой последний фильм, в котором сыграли роль звезды оперной сцены. Что вам близко в этой героине?

— Что меня больше всего привлекало в образе Марии Каллас? То, что она искала всегда в своей жизни какое-то совершенство. Вот как вы считаете, почему Мария Каллас — оперная дива — всегда жива? Да потому, что она своей энергетикой учит людей жить и работать. Независимо от того, чем человек занимается. Это может быть и журналист, и актриса, и переводчик.

— Мне кажется, все ваши героини похожи на вас. Тот же темперамент, в некоторых фильмах — та же судьба.

— Знаете, почему так происходит? Потому что я всегда выбираю персонажей, которых я люблю и которых понимаю. И я считаю, что могу сыграть роль, которую другие не станут играть ни за что.

— Например?

— Я смогла бы сыграть роль убийцы, если я полюблю этого персонажа.

— Вы сейчас говорите о какой-то конкретной роли?

— Пока нет.

— По-моему, мотивы смерти есть и в новом вашем кинопроекте. Расскажите о нем, пожалуйста.

— Сейчас я работаю в Риме, где снимаюсь в очень трагической картине по довольно известному итальянскому роману “Запах крови”. История о прекрасной и необыкновенной женщине, но история такая... очень темная. Судьба женщины, которая всему предпочитает смерть.



“Я люблю свистеть”



— И все-таки в фильме “Каллас навсегда” главный герой — необыкновенный голос Марии Каллас. Как вы справились с этой задачей?

— Я не готовилась к ней. Напротив. Я очень много слушала музыку, изучала партитуры, но я не хотела ничего читать, никаких биографий, потому что действительность меня не интересует совершенно. Что меня интересовало, так это развитие характера. Мне было интересно играть роль Каллас, потому что она — вечный герой, вечный персонаж. Это не документальное кино и не иллюстрация.

— Какую именно музыку вы слушали во время подготовки к этой роли?

— Пуччини.

— А дома, когда вы занимаетесь хозяйством, не напеваете что-нибудь?

— Нет, что вы! С моим голосом этого нельзя делать ни в коем случае. Иначе я всех вокруг распугаю.

— Никогда не поверю!

— Хорошо, вам я признаюсь. Я люблю (делает интригующую паузу) свистеть.

— Свистеть? И что вы обычно насвистываете?

— Разное. Могу какую-нибудь неаполитанскую мелодию и в то же время “Кармен” или известные песни Эдит Пиаф.

А чем еще, кроме мелодичного насвистывания, вы занимаетесь дома?

— (Смеется.) Я читаю, играю что-нибудь на пианино или просто трачу свое время на какие-нибудь пустяки.



“Я очень много рассказывала своим детям о России”

— Кто-то из ваших дочерей собирается стать актрисой?

— Нет, каждая из них выбрала свой путь. Старшая занимается современным искусством, вторая — криминалистикой, а третья еще учится.

— Какие подарки вы привезете дочерям из Москвы?

— Они не просили меня о чем-то особенном. Только вот та, что занимается криминалистикой, попросила привезти ей портрет Маяковского. Она увлекается его творчеством.

— Что дети сказали вам, когда узнали, что вы уезжаете в Москву?

— Они сказали, что мне повезло. Я очень много рассказывала детям о России, причем с таким романтическим уклоном. Россия в любое время — будь то советский период, дореволюционный или сейчас — страна, в которой есть определенная романтика.

— Откуда у вас такие ощущения?

— Может показаться немножко странным, но я познавала характер и душу вашей страны, читая романтическую литературу.

— Но это действительно немного странно. Ведь на самом деле Россия не выглядит такой уж романтичной.

— Да, может быть. Это настолько же странно, как если я, например, скажу, что я люблю Австрию, потому что обожаю Моцарта. Я знаю, что романтический образ России не соответствует всему тому, что я здесь видела. Но мне казалось и кажется, что романтичности в России все-таки больше. Когда я шесть лет назад в первый раз поехала в Россию, то всем своим друзьям написала коротенькие записки: “Завтра я еду в Москву”. Я не могла не написать, потому что хотела поделиться своей радостью от предстоящей поездки.



“Мне кажется, мне уже тысяча лет”

— Вы выглядите гораздо моложе своих “тридцати чуть с небольшим”. Как вам это удается?

— (Смеется.) Вы не правы. У меня нет такого ощущения — мне кажется, что мне уже тысяча лет.

— Хорошо, не хотите о возрасте, давайте о мужчинах. Какой герой может покорить ваше сердце?

— Мне нравятся мужчины, которые заставляют меня смеяться. А вот какой мужчина смог бы меня покорить? Я предпочитаю мужчин, с которыми я теряю возможность дышать и теряю свой разум.


P.S. На следующий день я подарила ей то, чему она должна была бы действительно обрадоваться. Помня о желании одной из ее дочерей, я привезла Фанни портрет Маяковского — ту самую часть романтической России, о которой Ардан так любит рассказывать своим детям. Увидев подарок, она крепко схватила меня за руку и расцеловала.






Партнеры