Семишатурщина

У семи нянек дитя без глазу — говорим мы, когда кого-то опекают сразу несколько родственников. Как правило, ничего путного из этого не получается.

Вот и Шатурский район, дальняя подмосковная глубинка, переживает вполне конкретные социальные трудности. Там уже 8 месяцев действуют сразу две исполнительные структуры: администрация и территориальный исполнительный орган (ТИО). “Одеяло на себя” тянет глава района Аркадий Парвицкий. И запрещает все самые добрые начинания ТИО. Как-то: ремонт поликлиники и школы №3, введение автобусного сообщения с Москвой...

Все знают, что такое двоевластие ведет к полному безвластию. Но конкретных мер никто не принимает.

Уже по приезде в Шатуру выяснилось, что в один день встретиться с главой района Парвицким и председателем территориального исполнительного органа (ТИО) Александровой никак нельзя.

— Мы сами к ней ходим только тайком, где-нибудь за городом, — почему-то шепотом говорили директора (!) местных предприятий. — Чтоб мэр не пронюхал. Иначе несдобровать...

Для справки: глава района — исполнительная власть. ТИО — также исполнительный орган. Обе структуры конституционны, хотя и странно, что в одном районе их сразу две. Сам собой напрашивается известный афоризм про семь нянек. За первой (мэром) в Шатуре стоит крупный районный и областной магнат Валентин Зверев, за второй (ТИО) — губернатор Громов.

Район наэлектризован, как та эбонитовая палочка, потертая о шерсть. В 18.40 местное промэрское ТВ показывает Аркадия Парвицкого. Вот он несет бревно на субботнике по уборке территории. Через секунду он уже мелькает на торфяниках: дает ценные указания по ликвидации пожаров. А чуть позже орудует граблями на собственном дачном участке. Ну везде, везде поспевает горячо любимый Аркадий Аркадьевич!

А в 19.05 в эфире оппозиционное шатурское телевидение. Оно показывает, как “мэрские” телевизионщики впопыхах разворачивают оборудование, чтоб заснять г-на Парвицкого на историческом субботнике. Затем журналисты сворачивают оборудование и мчатся с мэром на пожары, а с них — к нему в загородный дом...

Все это, конечно, смешно, если б не было грустно. Магнат Зверев, который поддерживает Парвицкого, раньше покупал по 1 т молока в месяц в совхозе “Шатурский” — для рабочих своего мебельного комбината. Теперь не покупает: директор “Шатурского” — сторонник ТИО. Молоко Зверев берет в совхозе “Спартак” — тот директор симпатизирует мэру. Но поскольку “Спартак” очень бедное хозяйство, то корма (которыми он кормит своих коров и которые дают молоко для “Шатурмебели”, которая на стороне Парвицкого) он завозит из совхоза “Шатурский”.

Словом, город-герой Москва в сравнении с провинциальной Шатурой — какое-то сонное царство. Одни жители здесь свято верят, что Парвицкий хочет сделать избирателей счастливыми, но всякие там темные силы его злобно гнетут. Другие наоборот — что своим упрямством Аркадий Аркадьевич ведет район к полной и окончательной катастрофе.

* * *

Не так давно представительная комиссия из Администрации президента и областного правительства посетила местную поликлинику. Разрушенный землетрясением Спитак — цветочки по сравнению с этим объектом здравоохранения. В поликлинике уже два года от рассвета и до заката идет непрекращающийся ремонт. Поскольку средства на него выделяет район, а район бедный, как церковная мышь, то строители, выполнив оплаченные работы, тут же уходят с объекта. Через неделю, когда забренчат монеты, они снова возвращаются. И так два года, от рассвета и до заката. В лечебнице постоянный запах краски, застывший бетонный раствор, под ногами валяются трубы... Больные стонут и мрут как мухи.

Немудрено, что по части смертности именно Шатурский район держит в области пальму первенства. На 500 рождающихся в год младенцев тут умерли 1600 человек в 2001 г. и 1800 — в 2002 г.

Если дело пойдет такими темпами и дальше, то уже через 20 лет в Шатуре наступит... юрский период. В прошлом году старую санитарку-пенсионерку, которая 35 лет оттрубила на ниве шатурского здравоохранения, “скорая” увезла с внутренним кровоизлиянием в больницу. Разрезали ее хирурги, посмотрели, ничего на глаз не выявили и снова зашили. Оборудования, чтоб определить болезнь, здесь нет.

Ну так вот, область тут же, не отходя от кассы, отвалила району 24 млн. руб. на проведение ремонта в поликлинике и школе №3. (В скобках заметим, что на все здравоохранение в местном бюджете на 2003 г. заложено 6 млн.) Тут же закипела работа.

Но и директора школы, и главного врача поликлиники в районе всеми силами стараются снять с должностей! За то, что они... разрешили делать ремонт. С поликлиникой ситуация — абсурднее не бывает. Чтоб закончить наконец там работы, прокурор области вызвал к себе Парвицкого и Александрову. За восемь месяцев работы Татьяна Витальевна впервые увидела своего мэра “живым”, ведь ТИО Аркадий Аркадьевич просто не замечает. Кое-как удалось уговорить шатурского главу снять охрану с поликлиники (она не пускала туда строителей!) и продолжить ремонт.

Но работы шли недолго. Через неделю на объекте появился шатурский прокурор со следователем. Они выгнали прочь строителей, закрыли здравницу на тяжелые замки и все опечатали.

Пока остается в силе распоряжение мэра о “замораживании” ремонтных работ, сама поликлиника “частями” перенесена по разным адресам города. Кровь больные пациенты сдают где-то в подвале, физиопроцедуры принимают в пустующем спортивном зале и т.д. Нетрудно предположить, к каким последствиям и даже инфекциям может привести район эта антисанитария.

Говорят, что уже готов соответствующий проект распоряжения мэра о запрещении ремонта и в школе №3.

— Не понимаю я Парвицкого, — вздыхает один из руководителей местных предприятий. — Район дотационный, “сидит” на областном бюджете. Сейчас над ним “золотой дождь” льется. За последние два месяца благодаря ТИО выделено 32 млн. рублей. Да любой другой глава спасибо сказал бы и области, и Александровой. А он по судам их затаскал, в чем-то и где-то увидел превышение полномочий, вмешательство в дела муниципальной собственности.

Да, никакой логикой поступки главы не объяснить. Но логика все же есть. Эти самые 24 млн. рублей (на поликлинику и школу №3) пришли из области не на счета администрации, а территориальному исполнительному органу. Не за горами выборы главы района, но большой и жирный “плюс” в хороших делах поставит не он, Парвицкий, а ТИО. Не бывать этому! Пусть уж лучше его земляки умирают, чем он отдаст инициативу в руки территориального органа.

— За восемь месяцев работы, — рассказывает глава ТИО Татьяна Александрова, — я с мэром ни разу не встретилась. Он просто на дух меня не переносит.



* * *

ТИО в Шатуре появился еще в октябре прошлого года, когда стало ясно, что г-н Парвицкий со своими обязанностями мэра не справляется. Особенно очевидно это проявилось в борьбе с торфяными пожарами 2002 г. — он, как глава, просто устранился от них. В деревушке Ширяево сгорело 10 домов — об этом Аркадий Аркадьевич узнал из СМИ: в то время, когда полыхала деревня, он был в Москве, в суде доказывал, что его вины в разбушевавшейся стихии нет никакой.

Деревня сгорела, прокуратура по факту возбудила уголовное дело. За сгоревшие дома кто-то же должен отвечать! А отвечать, конечно, обязан глава района.

Так думали наивные шатуряне. Так думали даже на Старой площади, где за последние три года отстранили от должностей четырех мэров: во Фрязино, в Волоколамске, Озерах и Звенигороде. Против “проблемных” мэров действовала суровая, но безотказная схема. На них возбуждались уголовные дела (благо было за что), под этим предлогом создавался ТИО, ну а дальше уже следовали досрочные выборы...

Вот и ситуация в Шатуре виделась просто. На Парвицкого возбуждают уголовное дело за полусгоревшую деревню. Его как бы частично отрешают от должности, власть в районе плавно переходит ТИО вообще и Татьяне Александровой в частности. А месяца через два-три назначаются новые выборы главы, и народ выбирает не проходимца, а нормального хозяйственника.

Всю эту идиллию нарушила районная прокуратура. Она возбудила уголовное дело на... председателя Дмитровского сельского округа Николая Огурцова, который в то время вообще был в отпуске! Но на его территории находится эта самая деревушка Ширяево.

Получается, нет в Шатуре ничего более постоянного, чем временное. ТИО “живет” почти год, и света в конце тоннеля никакого.

С образованием этого органа у Аркадия Аркадьевича появилась даже возможность все валить с больной головы на здоровую. Закрывается почтовое отделение в совхозе “Мир”? Виноват ТИО. Сгорел дом в поселке Мишерон? Пускай Александрова его и восстанавливает! Даже неудобный для людей график работы МУП ЖКХ (горожане заканчивают рабочий день одновременно с коммунальщиками и не успевают внести квартплату) г-н Парвицкий связывает с происками ТИО. Хотя именно исполнительный орган уже полгода (!) нижайше просит главу перенести окончание рабочего дня коммунальщиков с 17.00 на 18.00.

Сфера полномочий у территориального исполнительного органа резко ограничена. Взаимодействие с подмосковным правительством, контроль за соблюдением законов МО на территории района и еще — организация выполнения областных программ, которых, впрочем, тут нет.

Все эти месяцы наивная Александрова, поняв, что ремонт крыши или колодца не ее епархия, писала запрос на имя мэра и его просила разрулить ситуацию. Письмо регистрировали уже в епархии Парвицкого, рассматривали — и отказывали в выполнении.

В общем, бабка, покрутившись по очередям сначала в администрации, а потом в ТИО, о том, что крышу ей чинить некому, узнавала только спустя несколько недель. За что, конечно, была безмерно благодарна всем, в т.ч. и губернатору Громову, и президенту Путину.

Такая “бухгалтерия” на руку главе района. Например, в поселке Керва (3000 человек) с февраля нет сжиженного газа. Районная власть предлагает потерпеть жителям до... 2010 г., когда туда проложат “голубой газ”. А еще лучше — до 2015 г., когда в дома поставят электроплиты. Но людям-то как-то надо жить сегодня, сейчас!

Сегодня Александрова сама грубо попирает закон и служебные инструкции. Пожар? Мчится на пожар, ищет погорельцам временные крыши под головой. Пол в избе прохудился — едет в избу.



* * *

Вообще, ТИО создавался как бы с единственной целью: Александрова и вверенный ей штат (7 сотрудников вместе с техническими работниками) должна была принимать и распоряжаться областными финансами, которые поступают в район. Следить за тем, чтоб они не разбазаривались, а использовались строго по назначению.

Уж как так произошло, но именно эта функция появилась у шатурского ТИО только недавно: средства, которые выделяла область, до последнего времени продолжали поступать на счета районной администрации. На эти дотации проводили газ в деревне, дороги ремонтировались, медикаменты закупались — мэр все это писал себе в заслуги. “Что толку просить деньги у области, — лицемерно вопрошает он, — если она даже не вернула нам долги за прошлое лето?” (Здесь мэр имеет ввиду 100 млн. руб. — вред, нанесенный торфяными пожарами району.)

До поры до времени и Старая площадь, и ТИО смотрели на эти шалости сквозь пальцы. В конечном итоге жила бы страна родная — и нету других забот. А уж кто именно помогает простым смертным чинить избы, ремонтировать колодцы — дело, как говорится, десятое.

Только и у губернатора области выборы, как бы это помягче сказать, уже не за горами. А его рейтинг в Шатурском районе стараниями Парвицкого не очень высок. Ведь если верить его прессе, то область пальцем не пошевелит, чтоб помочь району.

Где же справедливость?! В ноябре прошлого года областное правительство по настоятельным просьбам ТИО на льготные лекарства выделило Шатуре 20 млн. рублей. Парвицкий повернул дело так, что это всецело его заслуга. В апреле по той же схеме (через ТИО) в город пришло еще 20 млн. рублей — на погашение долгов за топливо котельным. Их щепетильный Аркадий Аркадьевич также внес в свой актив. Со дня на день в район из областной казны поступит 36 млн. рублей в виде субвенций на газификацию и 8 млн. на газификацию пос. Дмитровский Погост — уже сейчас подотчетное Парвицкому местное ТВ раскручивает эти миллионы как несомненную заслугу мэра, его денное и нощное радение за интересы избирателей. Не исключено, что они возьмут да и опять выберут в мэры такого заступника!



* * *

Двоевластие в Шатуре, как когда-то Семибоярщина в России, не привело к долгожданной стабилизации района, в котором мэр не совсем адекватен обстоятельствам. (Многочисленные попытки “МК” поговорить по душам с г-ном Парвицким увенчались полным провалом. Нас, как и ТИО, он тоже на дух не переносит.)

Тем не менее создается впечатление, что областная власть пыталась там не изменить ситуацию, а сделать ей косметический ремонт, придать вид, что “все под контролем”. С этой целью и сформировали территориальный исполнительный орган. Забыв, что двум слонам в посудной лавке будет тесновато.

Так оно и произошло. И поликлиника, куда не пускают рабочих сделать ремонт, и школа, и много еще чего — все это звенья одной цепи, которую никто не хочет рвать.

А крайними, как всегда, оказались жители, да еще властные структуры рангом пониже. Глава Дмитровской сельской администрации Огурцов напуган до смерти. Из его кармана нужно заплатить компенсацию 10 погорельцам — таких денег у него нет. Кроме того, ему вполне реально “светит” 5 лет тюрьмы по Уголовному кодексу России. Никто смягчающие вину обстоятельства (отпуск) во внимание брать не станет. Недавно здесь по два года получили три офицера, которые на свою учебу перерасходовали аж по две тысячи рублей казенных денег. И которые внесли эти деньги задним числом в кассу! Поздно, батенька, сказали им в прокуратуре. А уж за десять-то сгоревших домов — прямая дорога в Магадан.

В районе уверены, что избежать святой кары г-ну Парвицкому помогает его “цивилизованный” подход к решению любой проблемы. “Есть суд, — часто говорит оппонентам шатурский глава. — Давайте там решать наш конфликт”.

И точно, может сгореть полгорода, но Аркадий Аркадьевич непременно и с завидной точностью явится к Фемиде. Если при прежнем мэре Александре Тяпкине за четыре года администрация подала 17 исков в суд, то Аркадий Аркадьевич только за 2002 г. умудрился подать... 175 исков!

Суд просто стонет от столь “сознательного” и искушенного в юриспруденции мэра. В районе полно уголовных дел, и приступить к их рассмотрению нет никакой возможности. Лучшие и самые доблестные силы Фемиды отвлекаются на судебные тяжбы Парвицкого.

Но такая сознательность часто оборачивается против него. Во-первых, большинство исков он, как правило, с треском проигрывает. Во-вторых, его оплот на местах (те же председатели сельских советов и округов) не могут ему простить, что он ни за понюшку табаку сдал Николая Огурцова.

Сегодня подвел под монастырь Огурцова, а завтра черед дойдет и до них. Ведь не район, а пороховая бочка эта Шатура! Еще и жара не наступила, а торф местами уже горит. Между тем в районе по-прежнему 49 деревень не имеют телефона. Доберется огонь до них, как год назад до Ширяева, и опять заполыхают избы!

...Шатурский район — самый восточный в Подмосковье. Что дает повод поэтически настроенному главе Парвицкому называть его районом восходящего солнца. Впрочем, для местных жителей более уместно другое определение: район Заходящего солнца.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру