КПСС против

1 июля 2003 в 00:00, просмотров: 592

АПОФЕОЗ СПОРТИВНОЙ ГРУППОВЩИНЫ...

наблюдался в Московском доме фотографии, где проходит выставка работ Льва Бородулина, приуроченная к его 80-летию. С конца 50-х до начала 70-х годов он был главным советским фотожурналистом. Читатели “Огонька” с нетерпением ждали каждого номера, ведь там обязательно будет спорт, и Бородулин обязательно снимет что-нибудь эдакое. Оценить художественность спорта взялся Максим БАШКЕЕВ.


Еще в юности Бородулин получил художественное образование, поэтому на его снимках сама жизнь в тонких, неуловимых нюансах, подмеченных глазом не журналиста, но художника. А спорт — благодатная почва для таланта плюс еще и пропуск за рубеж. Олимпиады, чемпионаты мира и Европы, спортивные парады на Красной площади — все, мало-мальски относящееся к спорту, интересовало Бородулина.

Его фотографии — энергия, триумф силы, а чего стоят названия? “В космос!” — и толкатель ядра посылает снаряд в высоту. Мышцы напряжены, рука, как стальная пружина, и на лице одно желание — победить. “Тет-а-тет” — два борца-тяжеловеса замерли в стойке, они смотрят друг другу в глаза. Еще секунда, и они продолжат борьбу, но сейчас они переводят дыхание, собираются с силами в последние мгновения отдыха.

На выставке можно проследить эволюцию типов, интересовавших Бородулина. Сначала будут масштабные, групповые снимки, типа “Пирамида на Красной площади” или “Спортивный парад в Москве”, где видны тела — красивые, с хорошим профилем мышц — но все-таки только тела. Апофеоз спортивной групповщины “Спортивный орнамент” — от обилия гимнасток с обручами просто рябит в глазах.

Но позже спортсмен-одиночка становится главной фигурой всех снимков. И здесь уже не роботизированные отряды гомункулусов, а тело и пластика одного индивида. Здесь и олимпийский чемпион 1952 года — Корольков, и народный артист Михаил Жаров, занимающийся на кухне гимнастикой со своими детьми, и карточка “С вышки”, за которую фотографу сильно влетело. А дело было так. На одном из спортивных соревнований Бородулин заснял прыгунью с трамплина. Вид сзади и немного сверху, кадр красноречивый и яркий. Естественно, он попал на первую полосу “Огонька”, а “Огонек”, в свою очередь, попал в руки к товарищу Суслову. Как же тот разошелся! Самый ласковый эпитет, прозвучавший в адрес снимка: “Летающая жопа”. В общем, скандал. Да еще какой-то сердобольный читатель в “Правду” написал, что не место, мол, затхлой капиталистической порнографии в советском журнале. Ситуация не предвещала ничего хорошего, но обошлось.

Чем объяснить решение Льва Бородулина в зените славы покинуть Советский Союз — непонятно, но он сделал это, и вот уже более 30 лет живет и работает в Израиле. На Западе его считают лучшим советским фотографом, его снимки уходят с аукционов Sotheby’s и Christie’s за несколько тысяч долларов. Говорят, даже у Билла Клинтона есть парочка его работ.



    Партнеры