Юбка с секретом

— Последние теракты на Северном Кавказе и в Москве подтверждают данные о наличии в Чечне отряда смертниц-шахидок, — говорит эксперт “МК”, ветеран спецподразделения КГБ СССР “Вымпел” полковник Юрий БЕСПАЛОВ. — Были сведения о 36 камикадзе. Но, возможно, их значительно больше.

Почему именно женщины становятся живыми бомбами? Психологи объясняют: все дело в их повышенной восприимчивости к внушению и особой импульсивности — не зря говорят, что мужчина живет умом, а женщина — сердцем. В ситуации с чеченками свою роль играет и домашнее воспитание: мужчина в кавказской семье и бог, и царь, и воинский начальник. Когда убивают мужчину, мстить за него готова даже слабая половина. Достаточно вспомнить, что среди террористок, захвативших театральный центр на Дубровке, была вдова Арби Бараева. О счетах “с предателями” открыто говорит и вдова Салмана Радуева.

Но не только месть заставляет женщин браться за оружие и приводить в действие пояс шахида. Есть свидетельства, что среди потенциальных камикадзе немало молоденьких девушек, которых боевики выкрали из семей и изнасиловали. По горским обычаям ее уже не примут родственники и тем более не возьмут замуж. Остается одно — смерть. Накачка наркотиками и постоянное зомбирование делают свое дело: шахидка готова на все, лишь бы освободиться от мучителей. Идут в шахиды и религиозные фанатички. Наконец, есть среди них камикадзе поневоле — женщины из бедных семей, готовые пожертвовать собой за деньги. Теракты давно имеют своеобразную таксу. Например, за сбитый вертолет платят до 50 тыс. долларов. Взрыв, подобный воскресному в Тушине, тоже ценится высоко (не менее 25 тыс. долларов) — в первую очередь за счет общественного резонанса.

Сейчас специалисты выясняют, почему террористки привели в действие пояса шахидов с разницей в 15 минут, а не рванули их одновременно?

— Я предполагаю, что им пришлось корректировать первоначальный план, — считает Юрий Беспалов. — Наверняка рвануть хотели одновременно и там, где побольше народа. Милицейский кордон перед входом на концерт их спугнул. Тогда, возможно, женщины решили подорвать себя в разных местах — одна пошла к кассам, другая — на вещевой рынок. Первый взрыв мог стать сигналом ко второму. Но что-то в заряде не сработало: хлопок, напоминающий петарду, был едва слышен. Думаю, вторая женщина подорвала себя, когда увидела какое-то движение милиции.

Еще один вопрос, требующий разъяснения: как смертницам с поясами шахидов удалось незаметно пронести взрывчатку?

— Не верю, что теракт был спонтанным — к нему наверняка долго и тщательно готовились. Раз так, террористы изучали не только место предполагаемых взрывов, но и... прогноз погоды. Весь июнь стоял холод — он был на руку преступникам: пояса со взрывчаткой легко спрятать под свитером, курткой или плащом. Но, например, в прошлую субботу шел дождь, и камикадзе опасались технической накладки. А накануне неожиданно пришла жара, и террористы скорее всего поняли: в 30-градусный зной закутанная девушка привлечет к себе ненужное внимание. Одна неувязка в плане накладывалась у них на другую. Поэтому взрывчатку, насколько я знаю, прикрепили не на поясе, а к бедру. Расчет был прост: при большом скоплении народа взрыв направленного действия в любом случае повлечет большие жертвы.

Почему террористы остановились на поясе шахида, а не заложили взрывчатку на летном поле?

— А кто бы им дал это сделать?! — говорит Юрий Беспалов. — Москва не Грозный и даже не Каспийск: здесь бандиты не у себя дома. Тем более накануне таких массовых мероприятий, как концерт в Тушине, район обязательно проверяют на взрывоопасные предметы. Пронести на аэродром оружие террористам тоже было бы трудно: сумки на входе досматривают. Они выбрали проверенное средство (правда, корреспондента “МК” на входе никто не проверил. — Прим. авт.).

Что же представляет из себя пояс шахида? Схематично он напоминает армейскую осколочную мину направленного действия “МОН-50” и действует по тому же принципу. Представьте себе слегка выгнутый золотой слиток размером 25х17х8 сантиметров. Только вместо золота — от 500 граммов до нескольких килограммов пластита. Сверху на него обычным скотчем крепятся мешочки с шариками от подшипников, обрезки гвоздей или гайки — так называемая осколочная начинка (заводская мина имеет 700-граммовую пластитную основу и 540 осколочных элементов). Все это “хозяйство” помещается на широком ремне с помощью клеящейся ленты. В действие пояс шахида приводит электродетонатор или радиоуправляемый взрыватель. Зона поражения — не менее 50 метров, сектор поражения — более 50 градусов.

— Распознать шахидку в толпе непросто, но можно, — считает Беспалов. — Помимо бегающего взгляда и явной нервозности в поведении у камикадзе несколько скованны движения — пояс в любом случае мешает ходьбе. Если смертница сама должна взорвать пояс, то руки у нее будут на животе (для взрыва надо совместить провода электродетонаторов). Если используется радиоуправляемый взрыватель — ей придется жать на кнопку или клавишу. Правда, живую бомбу легко привести в действие и на расстоянии.

Кстати, в телефонном разговоре с Грозным “МК” подтвердили, что в селении Курчалой действительно проживает семья Элихаджиевых.

— Они не хотят ни с кем разговаривать и отказываются сообщать, где находится их 20-летняя дочь Зулихан, — уточнили в пресс-службе администрации Кадырова.

Пока не подтвердилась другая информация, касающаяся погибшей террористки: что она является родственницей Рустама Элихаджиева — боевика из отряда Гелаева. Он был задержан в августе прошлого года на границе с Грузией, но в экстрадиции Элихаджиева России было отказано. Сейчас он ждет суда в тбилисском следственном изоляторе. Но Зулихан если и была родственницей Рустама, то очень дальней.


В администрации Кадырова согласились на разговор при условии, что не будет названо никаких фамилий.

— Почему у любого преступления ищут чеченские следы? — недоумевал собеседник на другом конце провода. — Что бы ни произошло, сразу сваливают на чеченцев. Своих бандитов хватает и у других национальностей. Слышали, что в Грозном взорвали здание РУБОПа? Так вот: по нашим данным, один из смертников родом со Ставрополья, по национальности — ногаец.

— А как быть с паспортом террористки? Его нашли после взрыва...

— Паспорт могли специально подкинуть, чтобы все на чеченцев свалить. По нашим адатам женщина не может осуществлять месть или быть объектом мести. Бывают, конечно, исключения. Но в основном “дезу” черпают с сайта боевиков в Интернете. Там то Масхадова цитируют, то Басаева. А я вам скажу: никто с ними не разговаривал. Если в первую войну полевые командиры сами хотели общаться с журналистами, то приглашали известные агентства и СМИ. Будут они теперь выступать на каком-то заштатном сайте, который готовят в Эстонии? Нет, конечно. Что до теракта в Тушине, то он не против выборов в Чечне направлен, а против Путина и “Единой России”. Срыв избирательной кампании у нас — это в первую очередь пощечина Кремлю.

Не преминул отреагировать на событие и эмиссар Масхадова Ахмед Закаев. На сайте “Чеченпресс” уже появился его комментарий: “Руководство Чечни (масхадовское, разумеется. — Авт.) к этому отношения не имеет. Мы признаем, что такого рода акции только вредят нашему делу, нашей борьбе за независимость, — сказал он. — Ситуация вышла из-под контроля”. По версии Закаева, ситуация настолько неконтролируема, что, не исключено, теракт совершили люди Басаева: “Вполне возможно, что ответственность за теракт возьмет на себя Шамиль Басаев. Однако Басаев не согласовывает свои действия с Асланом Масхадовым”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру