Денежная пастель

12 июля 2003 в 00:00, просмотров: 781

В некоторых странах издевательство над денежными знаками карается по закону, а в России купюры можно рвать на маленькие кусочки и делать из них картины. Анатолий Орлов по праву считается первым “купюрье” планеты, так как до него никто не додумался клеить высокохудожественные полотна из настоящих денег. Такой эксклюзив на ура расходится по частным коллекциям и даже имеется у нашего президента.

Во время денежной реформы 1991 года граждане выстраивались в километровые очереди, чтобы в течение трех дней успеть обменять старые деньги на новые. Анатолий Орлов тоже отправился в сберкассу, только совершенно с обратной целью — менять новые дензнаки на старые.

— Я тогда еще не знал, что буду с ними делать, — припоминает Анатолий, — но это то же самое, как если бы я купил краски, кисти, холст... Подходил к сберкассам и предлагал людям обменять старые деньги на новые. Народ, конечно, недоумевал, но радостно соглашался. Я вообще считаю, что советские рубли — самые красочные. Наши советские деньги были очень красивыми по сравнению с долларом, который весь серый и зеленый. Вышедшие из обращения красные десятки, фиолетовые четвертные, зеленые трешки, сине-красные пятерки и бело-желтые рубли — прекрасная палитра, без которой ни одна моя картина не делается. Ну, за исключением портрета Вашингтона, который, как и полагается, только из долларов. На самом деле я эти доллары просто ненавижу. У меня есть даже планы сделать мою выставку в Америке. Надо же им показать правильное отношение к доллару в нашей стране.

— Но в США действует закон, по которому нельзя издеваться над американским флагом и национальной валютой. За такое искусство можно и в тюрьму попасть.

— Ну, посижу два дня в тюрьме американской, сэкономлю на гостинице. Говорят, там кормят хорошо.

Вообще-то эффект от двухметровых картин-аппликаций Орлова велик: люди не могут понять — то ли деньги фальшивые, то ли художник шибко богатый. А вся фишка в том, что деньги самые что ни на есть настоящие — даже доллары — и добыты совершенно честным обменом или были подарены автору друзьями.

— Очень часто зрители находят в моих картинах тайный смысл, — говорит Анатолий. — Я только на выставке с удивлением понял, что рублевые человечки в римейке “Танца” Матисса пляшут на долларовом лужке. Значит, мы победим. Хотя “Титаник” цвета российского флага в одноименной картине гибнет в море долларов. Все мы в этом долларовом потоке тонем. Или взять, к примеру, женщину в римейке Модильяни. Я ничего в виду не имел, а получилось, что продажная рублевая девушка лежит на зеленом одеяле из долларов...

— Почему вы выбрали для своего творчества такой дорогой материал?

— Из денег картины делать намного дешевле, чем покупать краски и бумагу. Даже если не будет ни копейки, я не пойду менять доллары. Из чего потом я буду делать картины? Если ты художник и уходишь в чистое творчество, о деньгах думать нельзя вообще... Теория Маркса — деньги-товар-деньги. А у меня получается: деньги-деньги-деньги.

— Говорят, что деньги несут отрицательную энергетику...

— Меня энергетика мало волнует. Мне важно, какие ассоциации у людей вызывают советские деньги, которые вышли из обращения. Возникает ностальгия по “совку”, в котором не так уж все было плохо.




Партнеры