“Mосфильм” привез в Париж “Белую ночь”

Сегодня в Париже в кинотеатре “Жорж Мельес” в районе Монтре стартует “Белая ночь “Мосфильма”. Фильмы подбирал лично хозяин кинотеатра г-н Годэ — большой знаток русского кино, преподающий его в парижских вузах. “Ночь” начинается картиной Михаила Калатозова “Летят журавли”, далее — “Чучело” Ролана Быкова, “Старое и новое” Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова, “Зеркало” Андрея Тарковского. В перерывах между фильмами — фуршет по-русски, немного “Столичной”.


Так романтично — нашей киноклассикой — в Париже решили закончить Неделю “Мосфильма”, которая проходила со 2 по 8 июля. Почему закрытие перенесли на 12-е? Потому что суббота. А русское кино интересует отнюдь не праздную публику. Вот так все продумано до мелочей, в чем корреспондент “МК” смог убедиться лично, побывав на первой в истории Неделе “Мосфильма” в Париже и ответив на град вопросов о нашем кино, который обрушила на него французская публика.

Идея Недели — двусторонняя: “Мосфильма” и парижской стороны — уже упомянутого Стефана Годэ и его “Ассоциации друзей Мельеса”, а также Анастасии Ковтун, входящей в оргкомитет ежегодного Фестиваля русского кино в Онфлере (в ноябре этого года он пройдет там, на севере Нормандии, в 200 км от Парижа, уже в 11-й раз, о нем — отдельно). А вообще, за последние пять лет “Мосфильм” провел около сорока подобных акций. В прошлом году — в Болгарии, Чехии, Финляндии, Молдавии, Гонконге, Берлине, Каннах, Швеции, Армении, Голландии, Грузии. В мае нынешнего года “мосфильмовская” Неделя прошла в Македонии (о которой “МК” подробно писал), в сентябре она запланирована в Монголии.

Что показывали на Неделе? И старое, и новое кино. И то, что снова — по просьбам публики — будет на “Белой ночи “Мосфильма”. Еще: восстановленная “Война и мир” (оцифрованы изображение и звук) Сергея Бондарчука, “Холодное лето 53-го” Александра Прошкина. И из нового — “Зависть богов” Владимира Меньшова, “Яды, или Всемирная история отравлений” Карена Шахназарова и “Звезда” Николая Лебедева. Билеты стоили 3 евро, на “Войну и мир” (2 части) — 5. Сеансы шли параллельно в двух залах — на 200 и 400 мест (пустых кресел почти не наблюдалось). Организаторы переживали, что их Неделя совпала по времени с Неделей парижского кино, где показывали новинки молодых кинематографистов. Оказалось, зря боялись, публика выбрала как раз русское кино.

Вопросы зрителей (на 90% зал состоял из французов, остальные — наши бывшие соотечественники) сыпались после каждого фильма (в день показывали по два, а “Звезду”, “Яды” и “Войну и мир” повторяли еще и сверх запланированного). Корр. “МК” попросили рассказать про состояние дел в русском кино в день, когда прошли “Звезда” и “Яды”. Французы — удивительные люди. Фильмы закончились в десять часов вечера, вопросы задавали почти до полуночи (пока г-н Годэ в третий раз не призвал продолжить общение в неформальной обстановке — на легком фуршете).

О чем спрашивали? Какой успех у наших фильмов на родине. Как родилась идея фильма “Яды” у режиссера Шахназарова и не имел ли он в виду бал у Булгакова, когда задумывал сцену своего бала отравителей. Не диктует ли “Мосфильм” моду на кино всем русским. Не оглядываемся ли мы на Голливуд. Спрашивали, где режиссер “Ядов”, ведь обещали, что приедет. Да, Шахназаров собирался, но у него начались съемки фильма “Конь бледный”, и он не смог их прервать. Еще беспокоились о нашем авторском кино. Нигде в России народ так не интересуется проблемами русского кино, как в Париже.

В прокате наше кино у них тоже появляется — недавно прошли “Олигарх” Павла Лунгина, “Русский ковчег” Александра Сокурова и совсем свежий “Шик” Бахтиера Худойназарова. Причем самые хорошие отзывы имел “Шик”, и он лучше всего был встречен публикой. Во Франции принято считаться с критикой — рядовой француз обязательно прочитает рецензии специалистов, и от того, что там, уже выбирает, куда пойти. Еще прокатчики заинтересовались “Звездой”, но тут грянул сезон забастовок, а потом начались летние каникулы, и “Звезду” отложили на сентябрь.

Что же касается Фестиваля русского кино в Онфлере, то это вообще абсолютно сумасшедшая вещь — в самом хорошем смысле слова. 11 лет подряд французы проводят его в небольшом курортном городке на севере Нормандии на свои деньги (только с прошлого года они получили поддержку нашего Министерства культуры). В городок, население которого 9 тысяч, съезжается столько же людей со всей Франции. Местных кинотеатров для таких массовых показов не хватает, поэтому организаторы на самой большой площади, на берегу залива, ставят надувной кинотеатр на 300 мест, в котором тепло и уютно, несмотря на европейскую позднюю осень.

Директор фестиваля Франсуаза Руссо на вопрос о критериях, по которым они отбирают русское кино, отвечает: “Качество, только качество. Что же касается жанров, то мы стараемся представить весь спектр, исходя из того, что в России снимают”. Просто слово в слово, как отвечает на тот же вопрос директор программ сочинского “Кинотавра” Ирина Рубанова. А говорят, мы далеки от Европы...

В прошлом году в конкурсе победила “Звезда” Николая Лебедева. Жюри традиционно состоит из французских прокатчиков, актеров, критиков и режиссеров. Фестиваль, как правило, берет на себя и титры на французском языке (английский здесь не любят, а у наших обычно титры есть только на английском).

Мадам Руссо абсолютно в курсе всего, что у нас происходит, — она знает про все новинки мэтров и дебюты молодых. У нее есть свои пристрастия, но они никак не влияют на отбор. Конкурс нынешнего года пока не определен. Одно точно — обязательно состоится ретроспектива “Мосфильма”, посвященная его 80-летию.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру