СуперSTARыe русские

В споре о том, что важнее: футбол или искусство, в этой семье давно поставили точку. Это произошло, когда легендарный футболист 40-х годов из команды ЦДКА (нынешняя ЦСКА) Алексей Гринин, вошедший в сотню лучших русских игроков столетия, женился на студентке Щепкинского училища Зинаиде. По иронии судьбы их дочь Евгения (между прочим, прима ансамбля “Березка”) вышла замуж за личность, умеющую хорошо стучать: за барабанщика группы “Песняры” Александра Демешко. Говорят, один гений никогда не смирится с соседством другого гения, а тут их во-он сколько — звездных персонажей — на одном квадратном метре жилплощади. Как удалось ужиться всем вместе? Об этом мы и беседуем с ними на даче в поселке Зайцево, где собирается каждые выходные семья прославленного футболиста и “песняра”.

—...Так живут старые русские, — смеется Зинаида Ивановна и приглашает в дом. Низкие потолки, крошечные комнаты, портреты любимых людей. На участке — ни былинки лука или чеснока. Только кустарники, деревья и немерено грибов. Зинаида Ивановна, которая без макияжа не выходит на улицу даже вынести мусорное ведро, собирает грибы наманикюренными пальцами. Ими же перетаскивает дрова, моет полы и шьет себе модные туалеты. Сразу понятно, почему легендарный футболист выбрал ее в жены и прожил, мучительно ревнуя (за ней ухаживали футболисты даже моложе ее!) до последнего дня, 40 лет.

— Алексей Григорьевич увидел меня в магазине, где я выбирала обновку. Через общих знакомых узнал телефон, позвонил. Представился: “Я Всеволод Бобров”. — “Такой курносый? Извините, вы не в моем вкусе”. Перечислив другие знаменитые фамилии, наконец-то признался, кто он на самом деле. “Вы по-хамски ведете себя на поле, — ответила я. — И вообще я болею не за ЦДКА, а за “Спартак”, — вспоминает Зинаида Ивановна тот разговор.

Но Гринин оказался лидером не только в футболе. Женившись на красивой студентке, попросил сделать выбор между ним и карьерой. Она выбрала последнее и до сих пор не жалеет.

...Лучший пенальтист, капитан, пятикратный чемпион СССР, про которого народ сочинил эпиграмму “Он памятник себе воздвиг нерукотворный своею правою ногой” был наступателен на игровом поле и покладист в быту. Разумеется, его жена стала ярой фанаткой ЦДКА и не пропускала ни одной игры. “Если бы не Зинка, ты бы не стал легендарным Грининым”, — подтрунивали над счастливчиком-мужем друзья. Их было много, особенно в родной армейской команде.

— Алексей был футболистом и тренером от бога, его талант проявился еще в детстве. За это прослыл на своей малой родине — в Озерах — легендой. Сейчас в этом городке на южной окраине Подмосковья есть стадион, названный его именем, и музей, — говорит вдова чемпиона.

В ЦДКА Гринин сыграл 232 игры и забил 81 гол. Только Зинаиде Ивановне известно, какой ценой он достиг таких результатов. Окровавленные после каждого матча ноги, травмы, незаслуженные обиды от сильных мира сего... Она оберегала его от неприятностей и повышенного женского внимания. (Ночной звонок. “Мне Алексея!” — “А кто это?” — “Рита”. — “Милая Рита, в это время приличные девушки уже спят”.)

Лучший друг советских спортсменов Василий Сталин обожал рекордсменов и лучших футболистов переманивал в свою команду ВВС. Убедить Гринина играть за клуб летчиков ему не удавалось даже обещаниями шикарной трехкомнатной квартиры на Тверской. Разгневанный Сталин-второй арестовал строптивого футболиста и оставил под охраной в своем арбатском особняке. “Пока не согласишься — не отпущу”, — пригрозил он. Футбольный мэтр оказался не лыком шит. Увидев, что к зданию подъехала фура с молочными бидонами, решил бежать. Улучил момент, когда охранники вышли курить, запрыгнул в машину, спрятался за пустой тарой и был таков...

За свою несговорчивость и ершистость Гринин заплатил высокую цену. В 1952 году команду ЦДКА, абсолютного чемпиона, расформировали из-за проигрыша СССР в Олимпийских играх. Лучших армейцев вызвали на ковер к министру обороны. Тот отчитал спортсменов за проигрыш, а Гринин не удержался и тут: “Товарищ маршал, не нужно учить нас играть в футбол. Мы обязательно выиграем...” Оргвыводы последовали незамедлительно: пришлось герою заняться тренерской работой. Сначала — в львовском СКА, затем — в алма-атинском “Кайрате”.

Его карьеру можно сравнить с бушующим океаном, зато в личной жизни наблюдался полный штиль. Дети — дочка Евгения и сын Алексей — подросли и не стали спортивными звездами, зато переняли характер отца.

— Я закончила балетную школу при Большом театре и стала работать в ансамбле Игоря Моисеева, — рассказывает Евгения. — Там приходилось прикидываться серой мышью, особенно если дело доходило до заграничных гастролей. “У Грининой — богатые родители, пусть подождет, у нее и так все есть”, — судачили в коллективе.

Не выдержав “творческой обстановки”, сама написала заявление об уходе. Это был первый прецедент в истории ансамбля: оттуда никто не уходил по собственной инициативе. Девушка с характером стала трудиться в “Березке”, а затем в составе бригады Росконцерта. Проехала по всем городам и весям СССР. До встречи с мужчиной мечты — “песняром” Александром Демешко — оставалось совсем недолго...

А что в это время делал будущий зять великого спортсмена? Грех не послушать:

— Я попал в “Песняры” совершенно случайно. Служил с Владиславом Мисевичем (сегодня он фронтмен “Белорусских песняров”. — Прим. авт.) в оркестре при штабе Белорусского военного округа. Мы с ним спелись и спились, а потом демобилизовались и познакомились с Володей Мулявиным. Так и образовались “Песняры”. Такое название для нашего ВИА мы нашли в белорусской энциклопедии, — рассказывает Александр.

Слава голосистых соловьев свалилась на скромных усатых мужчин в национальных костюмах как снег на голову после Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Визжащие поклонницы, деньги, водка рекой — все это стало для музыкантов суровыми трудовыми буднями.

— Алкоголь и женщины нам были более чем доступны, в каждом городе, куда выезжали на гастроли, были фанатки, готовые на все. Пили на спор с ребятами из “Самоцветов”, кто кого перепьет. Но творчеству это не мешало, ведь нами руководил гениальный Муля (Владимир Мулявин. — Прим. авт.). Он написал 200 песен, хотя партийные бонзы не давали ему исполнять свою музыку — он не был членом Союза композиторов, — продолжает он.

РЕАЛЬНЫЕ И МАЛО КОМУ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О “ПЕСНЯРАХ”:

— Первыми пафосную песню “И Ленин такой молодой” записали “Песняры”, но партийным чиновникам их манера исполнения показалась слишком вольной.

— За 2-миллионный тираж пластинки “Песняров” каждый участник группы получил всего по 12 рублей.

— Перед поездкой в Польшу в 1970 году на фестиваль в Сопоте на комиссии по выездным делам у участников ансамбля спросили: “Что вчера писали газеты о ситуации в Югославии?” Молчание. “Вы вообще читаете газеты?” — “Да”. — “Сколько?” — “А сколько оторвем!”

— На одном из концертов при исполнении мулявинского хита “Крик птицы” на словах “И бросил птицу на стол” художник по свету “песняр” Гриша Шнайдерман кинул в толпу фанатов дохлую, уже ощипанную курицу.

Вот с такими сладкоголосыми и неуправляемыми музыкантами познакомилась Евгения Гринина в 1975 году в Белоруссии на фестивале советско-болгарской дружбы.

— При первой встрече мой будущий муж, как павлин, расправил хвост и начал травить анекдоты. А потом напросился на ужин. Организовал “поляну”, посадил в такси, а когда подъезжали к гостинице, недвусмысленно намекнул на кофе. Я с ним вежливо распрощалась, подумала — навсегда, но не тут-то было, — вспоминает Евгения.

Через полгода белорусы гастролировали в Москве. Александр Демешко ввалился в гости. Не с бутылкой, что характерно, а с цветами. “Вы меня еще помните?”

Стройная танцовщица поддалась обаянию поклонника. А у него не получилось устоять перед чарами симпатичной “березки”. Их скорая свадьба не очень обрадовала ее родителей.

— Если бы ты выбрала Владимира Спивакова, а этот кто такой? Патлатый, усатый! — досадовали они.

Но “песняр” органично вписался в семью. Алексей Григорьевич любил иногда махнуть с зятем-оптимистом рюмочку-другую и обсудить былые спортивные подвиги.

— Приезжает Саша с гастролей на дачу с каким-то серьезным господином в перстнях. Мы его кормим, он угощает коньяком, остается у нас ночевать. Уже ночью я понимаю, что мой Алексей Григорьевич пьет с ними коньяк на равных, визитер бьет его по плечу и называет “Батя!” Наутро, еще не очень трезвый, этот товарищ уезжает. “Кто это был?” — “Не знаю, в аэропорту познакомился, у меня не было денег сюда доехать, а ему негде остаться ночевать”, — жалуется на зятя Зинаида Ивановна.

Максималист в работе и юморист по жизни — в этом Демешко походил на своего тестя. Он, как и Алексей Григорьевич, жил интересами семьи, стараясь, чтобы ее финансовое положение было непрерывно стабильным. Иногда это достигалось путем экономии:

— В 1975 году “Песняры” поехали в США на гастроли. Взяли с собой кипятильники, сухие супы, тушенку, чтобы привезти домой суточные — 25 долларов на человека. Американцы, те платили коллективу 500 долларов в день. Половина шла в бюджет родины, другая распределялась поровну между 10 музыкантами. Питались в третьесортных заведениях, жили в ужасных гостиницах. Все для того, чтобы купить больше “тряпок”, в Москве ведь ничего не было, — делится впечатлениями от бурной славы Александр.

Дом и дача Грининых-Демешко превратились в самый настоящий богемный конгломерат: кто сюда только не приходил: Высоцкий, “Песняры” в полном составе, артисты театра и кино, спортсмены. “Больше всех мне, конечно, нравился Володя Мулявин — человек с божьей искрой. У него всегда были такие детские, беззащитно-красивые глаза”, — мнение Зинаиды Ивановны.

Когда у Евгении и Александра родилась дочь, дед уделял ей очень много внимания.

...Умер Алексей Григорьевич в 1988 году. В этом же году Александр Демешко покинул группу “Песняры”, где отыграл 20 лет. “Я ушел потому, что в ансамбле начался разброд и шатание: Мулявин пил, а его жена постоянно диктовала, что и как нужно делать. Некоторые ребята также ушли вместе со мной. Позже они образовали ансамбль “Белорусские песняры” и стали популярны. До сих пор с ними дружу. Мне нравится их вокал. Они остались верны ансамблевому пению”.

Сейчас Александр на пенсии, хотя ему всего 56 лет. Вся семья по-прежнему обожает “Песняров”, а Зинаида Ивановна и Александр — страстные поклонники футбола. Кстати, вдова знаменитого футболиста до сих пор не пропускает ни одной игры ЦСКА.

— Меня потрясло, что Абрамович купил “Челси”, в то время как необходимо вкладывать деньги в наш футбол, — негодует Зинаида Ивановна, попивая чай под сенью вишен на даче.

Ее отношение к современному футболу однозначное: “Нет порядка в стране — нет и в спорте. Меня удивляет: зачем нужно такое безумное количество футболистов? Нужно делать упор на стабильных игроков: ведь раньше люди играли по 15 лет в одной позиции...”

Также ее обижает нынешнее отношение спортивных чиновников к вдовам именитых игроков. 23 апреля, на 80-летие ЦСКА, ее даже не пригласили на торжественный вечер. Радует лишь то, что мужа не забывают озерские земляки, журналисты, друзья. “С 1988 года в столице проходит ежегодный турнир имени Гринина, куда съезжаются юные дарования со всей России, Никита Симонян каждый год на 8 Марта приглашает меня, Боброву, Яшину, Николаеву в клуб “Спартак”. Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. А если им удалось “отзажигать” друг с другом столь длительное время на 18 “зайцевских” сотках, то можно убедиться: браки рождаются на небесах. Видимо, здесь особо постарались какие-то древнегреческие боги, сумевшие навсегда соединить несоединимое — спорт и искусство.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру