"Геликон" живет по средствам

В “Геликон-опере” изрядно приняли. Не водки, не пива и уж, конечно, не колы. Приняли “Средство Макропулоса” — эликсира 300-летней молодости, которое в 1925 году изобрел чешский композитор Леош Яначек. Разливали “Средство” режиссер Дмитрий Берман, художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, а откупоривал — сам маэстро Геннадий Рождественский. Вместе со зрителем пригубила Екатерина КРЕТОВА.

Шедевр Яначека никогда раньше в России не шел. Открытие его для московской публики — настоящий подарок Рождественского и Бертмана. Музыка, необычайно сильная, красивая, насыщенная прекрасными мелодиями, сочными гармониями, сложна по эмоциональному богатству и одновременно проста для восприятия.

Сюжет по занимательности даст фору голливудскому триллеру, что и обозначено на афише — опера-детектив. 337 лет живет на свете Эллина Макропулос, дочь средневекового алхимика, разработавшего рецепт вечной жизни, являясь миру под разными именами, исчезая в одной точке Земли и возрождаясь в другой, меняя имена и национальности, сохраняя лишь инициалы. Настало время следующего приема эликсира — и еще 300 лет обеспечено. Но душа Эллины устала, ей неинтересно быть хорошей или плохой, любить или ненавидеть. Собственный правнук клянется ей в любви, невинный мальчик лишает себя жизни, секс холоден, как мысль о морге. Место Эллины — в царстве мертвых. Мудрая идея, которая опять же имеется в афишке, вложенной в старинный конверт с сургучом: “...лишь эфемерная краткость жизни делает желанными ее ценности”. Сценографическое решение Тулубьевой и Нежного по-европейски стильно: задник завешен занавесом, имитирующим склеенные листы бумаги, в которых вырезаны фигуры в костюмах разных эпох. В финале он заполыхает алым пламенем. Наверху театральный балкон, на котором устроились белоснежные зрители-призраки — обитатели того мира, который уже давно ждет задержавшуюся среди живых Эллину.

Режиссерский принцип Бертмана — ставить оперу как драматический спектакль — доведен в “Средстве...” до совершенства. Притом что актеры от начала до конца играют свои роли, подробно мотивируя каждую реплику (исполняется опера на чешском языке), нет никаких потерь в вокале, и драматический подход облегчает вокализацию сложных партий. Особенно это касается партии главной героини (Светлана Создателева). Очень интересен Владимир Болотин в необычной трактовке роли Альберта Грегора, а также Михаил Серышев (Гаук) и красавец Сергей Яковлев (Прус). Совершенно неожиданно решение маленькой роли Горничной (Екатерина Облезова). В гриме 100-летней старухи она как бы олицетворяет ужас физической старости, от которой бежит Эллина.

Всем окончательно стало ясно, что “Геликону” нужна большая сцена и оркестровая яма. Сегодня он, как взрослая птица, которую насильно удерживают в скорлупе, приговаривая: погоди, птенчик. Скорлупа давно лопнула, птенец вылупился, оперился и научился летать. А негде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру