Украденное “солнышко”

— Пусть мой ребенок на солнышке погреется! — родители дерутся за льготные соцстраховские путевки или выкладывают последние сбережения, чтобы отправить отпрысков на море. И даже не догадываются, бедные, что ждет их чадо вдали от родного дома — навестить-то нельзя, Черноморское побережье не Подмосковье, на электричке не доедешь.

Корреспонденту “МК” удалось побывать там, куда не ступала нога московского родителя, — в нескольких черноморских оздоровительных лагерях.


— А-а-а!!! — три десятка бледных московских детишек, услышав командный свисток, несутся к воде. Анапу превратили в детский курорт, потому что море даже в нескольких сотнях метров от берега мелкое. Только дети успевают забежать в воду по пояс, уже звучит свисток, извещающий об окончании купания.

Тут же на пляже происходит стычка между московскими и кемеровскими. “Москвичей нигде не любят”, — вздыхают лагерные педагоги.

Еще одна беда чисто столичных заездов — заброшенные дети. И не сироты вроде. И одеты хорошо, и сытые, а в глазах тоска...

— Я своей маме совсем не нужен, — 9-летний пацаненок вот-вот заплачет, — я знаю, что путевка дорогая, только все равно домой хочется.

Другие дети о родителях вспоминают, только когда заканчиваются карманные деньги. Телефонные террористы доводят родителей до инфаркта, живописуя тяжелую жизнь в лагере. Но как только очередная дотация получена — слезы высыхают.

— Родители совсем не знают своих детей, — говорят педагоги, — Если на вокзале при отправке к нам подходит мама и говорит: ну с моей-то девочкой у вас никаких проблем не возникнет, — значит, первая оторва в отряде будет!

Заставить московского ребенка маршировать строем и петь веселые детские песенки не под силу даже Мэри Поппинс. Поколение некст с высокой колокольни плюет на такие лагерные атавизмы, как отрядные ансамбли и веселые старты.

Приглашать популярных поп- и рок-звезд для лагерей не по карману. А те артисты, что готовы приехать за копейки, особого экстаза у подростков не вызывают.

А досуг детям обеспечивать надо.

— Уберите трусы с балконов! — несется по лагерю. — Всем вольно! Но когда скажу “смирно”, всем — смирно!

Духовой оркестрик в сотый раз с неистребимым энтузиазмом начинает играть бравурный туш. Саксофонистка — в короткой белой юбчонке и ажурных носочках — сильно смахивает на очень юную Анну Курникову и все время фальшивит. Под моим окном маршируют девушки в синих с золотом мундирах. Крыльцо корпуса, имитирующее сцену, украшают гирляндами из воздушных шаров.

— За детство счастливое наше спасибо, родная страна! — хором кричат вычищенные и выглаженные мальчики и девочки.

Сегодня в детский лагерь под Геленджиком приезжает председатель Государственной думы.

— Ура! — завопила детвора, простоявшая три часа под палящим южным солнцем, при появлении Селезнева и иже с ним.

Не знаю, не разглядела, смахивал ли слезу депутат, но я еле сдерживалась, чтобы не всплакнуть от умиления.

— Плохо хлопаете! Вас что, не кормили?! — неудачно сострила ведущая.

— Не-е-ет! — заревела толпа.

Высокий гость приехал на час позже обещанного — и ужин перенесли с семи на полдевятого.

— Дискотека на час дольше! — компенсировал вынужденную голодовку начальник лагеря.

Спасибо нашим поварам!

Лагеря, где детей не заставляют ходить строем и участвовать в жизни отряда, на языке туроператоров называются “вторая Болгария”. Именно в этой дружественной стране российские дети вкушали первые плоды демократии. А сегодня и в наших детских лагерях задул ветер свободы.

...В прибрежной кафешке за белым пластиковым столом сидят девчонки лет 13. На столике пепельница. Малолетки со смаком затягиваются и кокетливо сбивают пепел с сигарет. Я давлюсь кофе.

— А кто вам курить-то разрешил?

“Дамочки”, вздрогнув, начинают тушить сигареты. Но тут одна из них неспешно разворачивается в мою сторону и, не теряя самообладания, произносит:

— А мы за территорией лагеря! — и с еще большим вкусом делает следующую затяжку.

Возразить нечего. Кафешка и вправду находится не в зоне лагеря, а на 10 метров дальше. Через нее проходит дорога на пляж и — вздрогните, родители! — тропинка в столовую. Миновать кафешку невозможно при всем желании. В ассортименте — пиво, водка, шампанское. И сигареты. Но самой большой популярностью пользуются хот-доги.

По словам поваров, в первую неделю московские детишки брезгливо морщатся при виде жидкого супчика и склизкой вермишели, а потом ничего... втягиваются.

Питание в лагере — проблема номер один. Обещают пятиразовое и свежие фрукты, а кормят три раза в день, изредка выкладывая на столы мятые помидоры.

В некоторых лагерях привычное утреннее меню — кашу и тефтели с гарниром — заменили на “континентальный завтрак”: каша, бутерброды с сыром-колбасой и сардины или шпроты. Но в большинстве своем лагерные столовки по старинке кормят детей с утра чуть ли не щами.

А вот дети уже не те, что раньше. Если на обед нет положенного мороженого — качают права.



Королевская ночь

Укладывать детей спать ни в каком педвузе не учат. Наверное, чтобы не отвращать молодежь от педагогики. Шестилетки — тем только до койки добраться, и сопят как сурки. 1—2 энурезника ничто по сравнению с буйством насильно усыпляемых подростков.

— Вот как раньше было, — с ностальгией вздыхают воспитатели старой, “пионерской” закалки. — В палате — 40 человек, двери нараспашку, станешь в начале коридора — и всех видно, всех слышно! А сейчас разбредутся по комнаткам на три человека, дверку прикроют — и свобода. На балконе закроются и курят, а один на стреме стоит.

...Я пытаюсь устроиться на узкой лагерной кроватке.

—... твою мать! Я сейчас на х... упаду! — от неожиданности я подскочила с кровати.

И тут же кто-то настойчиво забарабанил по стеклу.

“Ведь четвертый этаж!” — мелькнуло в голове.

— Да девки не здесь живут! — возмущенно заорал мальчишеский голос. — Рядом!

— Простыней не хватает, — пробасили откуда-то, — придется к своим лезть.

Еще полчаса под окном ругались отборнейшим матом и вязали морские узлы на постельном белье.

— Это кто тут не спит?! — сиреноподобный голос вибрировал на такой частоте, что даже крик Тарзана показался бы тихим шепотком.

— Валентина Дмитриевна! — испуганно прошелестело в районе форточки. И наступила мертвая тишина.

...По утрам в лагере тихо, как в яслях во время сон-часа. Подростки наотрез отказываются подниматься в 8 утра и делать зарядку.

Я же не могу продрать глаза при всем желании — воды нет. Никакой. И причины ее отсутствия тоже нет.

Во многих лагерях отсутствует и своя прачечная. А носильные вещи дети пытаются постирать в раковине.



Куда уходит детство?

Почти в каждом детском лагере сдаются номера для отдыхающих. Детей селят поплотнее — и вот оно, свободное койко-место. Об улучшении бытовых условий и не помышляют. Зачем? И так все путевки будут проданы. Соцстрах уже в этом году навязывает предприятиям “свои” лагеря, всеми правдами и неправдами не принимая путевки в лагеря, выбранные самими родителями. А связано это с тем, что лагеря потихоньку переходят в частные руки. Детский отдых оказался доходным бизнесом. А с таким мощным посредником, как соцстрах, уж точно не прогоришь.

Отломить лакомый кусок от детского отдыха торопятся все, кто имеет влияние на родителей — финансовое или моральное. Например, директор школы № 892 сама организовала лагерь “Солнышко” для своих учеников... в частном доме гражданина Депеляна. Прокураторой Адлеровского района было установлено, что договор о размещение детей был заключен между управлением Департамента образования Восточного округа и гражданской женой хозяина дома. На каждого ребенка в доме приходилось меньше двух квадратных метров, у поваров не было санитарных книжек. А за путевки было заплачено из бюджетных средств. Но как сообщили “МК” в прокураторе Адлера, управление образования ВАО не стало заявлять об ущербе. Единственное, что возмутило организаторов отдыха — перевоз школьников в настоящий детский лагерь.

Прежде чем покупать путевку в подобной турфирме, обязательно потребуйте лицензию на осуществление туроператорской деятельности и сертификат на на перевозку детей (до места отдыха). Кроме того турфирма должна обеспечить вашего ребенка страховкой.

Если условия, обещанные турфирмой не выполняются — кормят плохо, а ребенок спит на двухъярусной кровати — вы вправе обратится в Комитет по правам потребителей.


КОММЕНТАРИЙ директора детских программ культурно-оздоровительного центра “Содружество поколений” Людмилы ВИШНЯКОВОЙ:

— Я много лет занимаюсь детскими лагерями. До кризиса 98-го многие предприятия имели возможность отправлять детей своих сотрудников в Болгарию. Когда я первый раз приехала в Анапу, первой мыслью было: после Болгарии мы здесь работать не сможем. Сейчас ситуация в корне меняется. Связано это прежде всего с переделом детских лагерей: черноморские здравницы переходят в частные руки. Пока это еще акционерные общества открытого типа, но в скором времени появятся монополисты. А нас ждет то, что намного раньше произошло в Болгарии. Детских лагерей как таковых там нет. Мы арендуем пансионат, нанимаем охрану, педсостав и сами делаем лагерь.

В том, что у черноморских лагерей появятся хозяева, есть свой плюс: конкуренция, каждый будет стремиться предоставить лучшие условия. Во многих лагерях сейчас вводится должность аниматора — словечко, прилетевшее к нам со средиземноморских курортов. Это человек, который втягивает отдыхающих в круговорот веселья, по-нашему культмассовик. Его обязанность заключается в том, чтобы вовлечь всех ребят в лагерные мероприятия. С другой стороны, мы сами страдали от заорганизованности в детских лагерях, поэтому заставлять ребенка маршировать строем и петь песни, наверное, не стоит. Московские дети слишком загружены в течение года: гимназические классы, подготовительные курсы... — и летом им просто хочется расслабиться.

Да и воспитатели не в силах за три недели перевоспитать вашего ребенка. Приезжают уже курящие и уже пьющие — это проблема родителей, а не лагерных педагогов.

Многие папы и мамы жалуются, что ребенок не ест, худеет. А ребенку 16 лет, и он впервые поехал в лагерь, до этого только на даче у бабушки отдыхал... Родители должны понимать, что если ребенок до такого возраста ни разу в лагерь не ездил — возможно, ему будет некомфортно, ведь никто с ним сюсюкать не будет. Детский отдых — большая ответственность. Те, кто занимается лагерями, ходят по краю пропасти, поэтому и турфирм, которые организуют детский отдых, в Москве очень мало.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру