Саддам в подполье

Американцы меньше чем за месяц разогнали иракские вооруженные силы, а также хваленую республиканскую гвардию Саддама Хусейна. Потери были смешные: человек 130 убитых да около 500 раненых.

Президент Джордж Буш объявил, что война закончена, а победа — одержана. Но с тех пор нападения на американских солдат продолжаются: то гранату из-за угла бросят, то колонну обстреляют. На сегодняшний день убито около 30 человек и еще больше раненых. Причем интенсивность нападений только нарастает, подрывая веру в то, что оккупационный режим когда-либо сможет установить мирную жизнь в стране.


Сегодня совершенно очевидно, что Саддам, сколько бы до войны его пропаганда ни вещала о неминуемом разгроме агрессоров, в то же время готовился действовать в условиях неизбежного поражения. Были созданы ячейки сети подпольного сопротивления оккупации, припрятаны значительные суммы наличных денег.

Подготовленное подполье сумело укрыть самого Саддама, а также его сыновей Удея и Кусая от американского плена. Сегодня по улицам и базарам ходят агитаторы, которые обещают, что американцы скоро уйдут, а свергнутый диктатор вернется и сурово накажет всех тех, кто сотрудничал с оккупантами. Угрозам верят.

Конечно, большинство иракцев люто ненавидели Саддама, его сыновей и свергнутый режим партии Арабского социалистического возрождения (БААС). Но страх и вера в непотопляемость Саддама укоренились надолго. Кроме того, режим многие поддерживали — хоть и меньшинство, но значительное.

Сегодня практически все нападения на американцев происходят в самом Багдаде и в городах непосредственно к западу и к северу. На шиитском юге и курдском севере пока спокойно: на оккупантов нападают в суннитских районах и в столице, где компактно проживают сторонники свергнутой диктатуры.

Американцы распустили иракскую армию, республиканскую гвардию и партию БААС. Но люди остались. Остались суннитские племена, из которых вербовалась верхушка диктаторского режима. Американцы сумели найти до миллиарда наличных долларов, которые Саддам и его сыновья украли из иракских банков до оккупации, но, конечно, нашли далеко не все.

С 95-го года в результате махинаций с незаконным экспортом нефти в рамках программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие” Саддам, по некоторым оценкам, клал себе карман 3—4 млрд. долл. в год. В ливанских банках, в Сирии, в Иордании, в офшорных зонах типа Каймановых островов и т.д. у него еще наверняка остались немалые средства, хоть американцы и стараются выискать их и конфисковать.

Так в Ираке сложилась ситуация, когда есть и деньги, и оружие, и недовольные оккупацией люди. Кроме бывших партийцев, бывших военных и агентов саддамовских спецслужб в Ираке действуют всякие радикалы исламского толка из соседних стран, для которых Америка — главный враг по жизни. А в самой стране экономический распад, нет работы и за пригоршню долларов полно желающих бросить гранату в янки или выстрелить из РПГ без всякой идеологической подоплеки — авось не поймают.

Конечно, подобные нападения не представляют сами по себе никакой серьезной угрозы для регулярной американской армии в Ираке. Совершенно очевидна другая цель: заставить американское общество, которое традиционно не любит потерь, выступить за вывод войск.

В октябре 1983-го в Ливане смертник-самоубийца из организации “Хезболлах” таранил на грузовике, набитом взрывчаткой, штаб-квартиру морской пехоты США вблизи бейрутского международного аэропорта. Погиб 241 человек. Президент Рональд Рейган практически немедленно начал вывод войск, и победа досталась террористам “Хезболлаха”, которые и сегодня продолжают доминировать в Ливане.

В 1993-м в Сомали, в Могадишо, несколько американских солдат погибло во время неудачной попытки поймать главного местного полевого командира генерала Айдида. Вновь последовал практически немедленный вывод войск.

И перед войной Саддам публично высказывался: американцы — слабаки, как только станет горячо — сбегут. На этом и строится нынешняя внешне хаотичная тактика нападений на патрули и колонны войск.

В Москве тоже многие в военной и политической элите — кто с некоторым сожалением, кто с неприкрытой издевкой — ожидают, когда в этот раз американосы нахлебаются да уберутся. Американский конгресс и общество, как во время вьетнамской войны, надавят на Буша или даже выставят его из Белого дома.

Но, похоже, ни Саддам в подполье, ни в Москве в этот раз не дождутся желаемого. Американцы отступать не намерены. Ситуация кардинальным образом изменилась после сентября 2001-го. Потери воспринимаются вполне спокойно, как плата за безопасность.

Большинство полагает, что лучше пусть хорошо вооруженные солдаты воюют с исламскими экстремистами на улицах Багдада и убивают их там, чем те же экстремисты придут на улицы американских городов, если солдаты уйдут. Воюют в Ираке не подневольные призывники, как когда-то во Вьетнаме, а добровольцы-контрактники — знали, на что шли за хорошую плату. А вербуются в солдаты в Америке люди из небогатых и невлиятельных семей да представители нацменьшинств.

США в Ираке, в отличие от наших в Чечне, не с сепаратизмом борются, а пытаются установить проамериканский режим, как, скажем, в Египте или в Иордании. Это задача много проще, тем более что, пока сохраняется угроза реставрации, большинство иракцев будет, пусть неохотно, но поддерживать оккупантов. Все понимают: только американский солдат стоит сегодня преградой на пути возвращения кровавого диктатора.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру