“Овца” на выданье

19 июля 2003 в 00:00, просмотров: 1305

Если кто из вас, читатели, подзабыл, нынешний год считается годом Овцы. А среди миллионов “именинниц” можно встретить редкостные экземпляры! Одной из них занимаются сейчас в железнодорожном депо Подмосковная: там идет реставрация старого паровоза “Ов” — локомотивы этой серии путейцы всегда ласково называли “овечками”.


Неужели наши эмпээсовцы решили вернуться к паровой тяге? Нет, конечно. Просто в Москве создается железнодорожный музей, в числе экспонатов которого будет и “доисторическая” “овечка”.

— На сегодня уцелело чуть больше десятка таких паровозов, — рассказывает зампредседателя Всероссийского общества любителей железных дорог Александр НИКОЛЬСКИЙ. — А ведь “Ов” — уникальный локомотив-долгожитель. Машины данной серии выпускали в России с 1898 по 1920 год, а работали они вплоть до 60-х.

...На черном боку паровозной будки надпись — “Ов-841”. Эта паровая машина была собрана на заводе более ста лет назад — в 1901 году. К сожалению, документы, относящиеся к раннему периоду ее биографии, утрачены. После 1942 года “овечка” трудилась на юго-восточных линиях — Рязано-Уральской, Приволжской железных дорогах. В начале 70-х “восемьсот сорок первую” передали Московской дороге...

— Первый раз мы ее увидели в 78-м, — вспоминает Никольский. — На площадке отстоя в депо Белёв. Потом этот “Ов” приглянулся киношникам: его одели в бутафорскую броню для съемок фильма “про войну”. А в начале 90-х годов “овечку” приобрела коммерческая фирма, собиравшаяся устраивать для иностранцев экзотические паровозные туры по железным дорогам России. Ветерана перегнали в депо Рославль и даже затеяли его реставрацию. Но туристический проект не заладился, фирма накрылась, а паровоз вновь оказался в распоряжении Московской дороги. В прошлом году, когда было принято решение о создании в столице экспозиции натурных образцов железнодорожной техники, “овечку” подремонтировали и перекатили сюда, в депо Подмосковная. Теперь ей возвращают первоначальный вид...

На наш репортерский взгляд, этот “дедуся” выглядит вполне прилично. Однако профессионалы-паровозники утверждают, что работы здесь еще непочатый край.

— Пока “Ов” стоял в Рославле, местные “добытчики” сперли бронзовые подшипники с кулисного привода колес. Сейчас изготавливают им замену. Частично отсутствует арматура будки машиниста, нет половины кулисных тяг. Нужно делать заново бортики в верхней части тендера и угольный лоток...

Всероссийское общество любителей железных дорог взяло шефство над восстановлением “Ов-841”. По воскресеньям активисты общества приходят в депо и помогают реставрировать старый паровоз. Из своих закромов эти энтузиасты извлекли подлинные раритеты — керосиновые паровозные фонари (их удалось найти когда-то во время поисковых экспедиций по российской “железнодорожной глубинке”). Эти “керосинки” будут установлены на “овечке” взамен электрических фонарей, появившихся на паровозах значительно позднее.

Помимо суперредкого “Ов” в депо Подмосковная сейчас приводят в порядок и еще несколько паровых локомотивов — более “молодых” по возрасту. С базы запаса в Рославле сюда прикатили советские паровозы, выпускавшиеся в 30—50-е годы: “Лв”, “Эм”, маневровый “9П”. Рядом стоит “иностранец” “ТЭ”: эти паровозы СССР получил по репарации из побежденной Германии. Еще одного огнедышащего красавца — “ФД” (паровоз получил такое обозначение в честь Дзержинского) — ремонтируют в депо Люблино...

Экспозицию натурных образцов подвижного состава предполагается открыть на запасных путях Рижского вокзала. Сюда должны привезти несколько десятков ветеранов стальных магистралей — не только паровозы, но и “доисторические” вагоны (в их числе может оказаться даже правительственный салон-вагон), тепловозы старых серий, одну из первых пригородных электричек...

По словам Никольского, эпопея с принятием решения об открытии в Москве железнодорожного музея длилась больше 20 лет. Но теперь ждать этого момента осталось совсем недолго.




    Партнеры