Черный передел,

Ну что — все уже высказались? По поводу “ЮКОСа” с Ходорковским? Да вижу, что очередь... Нет, меня тут не стояло. Да я быстро... Ну спасибо.

Значит, так.


Вы не поверите, граждане, но у олигархов, оказывается, тоже имеются какие-никакие права. Как у самых обычных людей. У нас с вами, граждане, права имеются. А толку? А вот о правах олигархов будут печься теперь сразу пять организаций. Вроде как пять пальцев. Давайте загибать: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей). “Деловая Россия”. “Опора России”. КОНФОП (Международная конфедерация обществ потребителей). Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

Загнули? Что получилось? Нет, неправильно. Это у нас с вами — кулак. А у них — женский кулачок уважаемой мною очаровательной Эллы Памфиловой (она как раз возглавляет комиссию по нашим правам). Правда, есть еще Аркадий Вольский — председатель РСПП. Однако в его кулаке зажата “резолюция” президента: дескать, нельзя арестовывать человека, если нет доказательств его вины. Эту устную “резолюцию” г-н Вольский цитировал уже несколько раз.

И что же?

Ничего.

Между прочим, президент (дай бог ему еще как минимум четыре срока президентства) абсолютно прав: действительно нельзя. Так следователи как раз и уверены в том, что доказательств у них вполне достаточно. К тому же совсем недавно Первое Лицо Государства уже высказывалось по аналогичному поводу. В том смысле, что негоже ему, Первому Лицу, вмешиваться в работу учреждений, которые подотчетны только Закону.

И опять абсолютно прав президент. И сажать без доказательств нельзя, и вмешиваться негоже. Как из этого положения выйти? Никак. Посидеть. У нас зря не сажают. Так что придется г-ну Платону Лебедеву, судя по всему, в “Лефортово” задержаться.

* * *

Г-на Лебедева, председателя совета директоров “МЕНАТЕПа” и совладельца “ЮКОСа”, обвиняют в том, что будто бы он в 1994 году похитил 20 процентов акций компании “Апатит”, принадлежащей государству. Это хищение госсобственности (весьма солидные финансовые организации, уже занимавшиеся этой историей, утверждают, что никакого хищения не было), да еще в особо крупных размерах (почти 300 млн. долларов), по-видимому, так сильно обидело наши правоохранительные органы, что они (органы) увезли г-на Лебедева в тюрьму прямо из больницы.

Ну почему из больницы — это как раз понятно. Судя по всему, г-н Лебедев такой финал давно предвидел. Вот и спрятался в больнице под предлогом какого-то там “хронического заболевания”. А наши родные органы — они этого г-на быстро раскусили: симулянт. А потому как ни просят адвокаты — никакой ему медицинской помощи. А и то правда: тюрьма же, не санаторий...

Тут другое непонятно. Следователи обрушили свой праведный гнев на г-на Лебедева сразу после запроса, поступившего в Генеральную прокуратуру от депутата Юдина. Вы, граждане, до этой истории что-нибудь о нем слышали? О депутате? Вот видите — уже для него польза. Особенно перед выборами.

А непонятно вот что: почему г-н Юдин все эти девять лет молчал? Боялся? Нет, скажут граждане, ничего он не боялся, депутаты — они у нас бесстрашные, у них неприкосновенность. Стало быть, г-н Юдин откуда-то такое узнал и сразу в органы бухнул. А те фигуранта арестовали, и тоже сразу. Хотя должны были бы, между прочим, всю эту криминальную историю тщательным образом проверить. А то ведь ежели после каждого депутатского запроса сразу сажать (а депутаты — они у нас писучие) — населения не напасешься.

Нет, опять скажут граждане, наверное, следователи давно уже это дело расследовали, а тут как раз и запрос депутата Юдина подвернулся. Просто все тут как бы совпало. Совершенно случайно.

Такое совпадение, конечно, возможно. Раз в сто лет, но возможно. Однако сомнительно. А любое сомнение должно трактоваться в пользу гражданина. Даже если этот гражданин — из ненавистной породы олигархов.



* * *

Между тем сотрудники “ЮКОСа” разработали стратегию на случай “потери бойцов” из числа руководящего состава. Случится пропасть Ходорковскому — бразды правления должен принять тот самый Лебедев. Лебедев, впрочем, уже сидит. Ну цепочка там длинная. По принципу “всех не пересажаете”. В конце списка — в качестве, так сказать, последнего аргумента — сам лорд Ротшильд собственной персоной. Уж с ним-то, дескать, ничего случиться не может.

Наивные они все-таки люди. А туда же: бизнесмены... Еще как пересажаем. И до лорда доберемся. Тем более что он из этих. Из ротшильдов.

Однако лорд — это не завтра. Как-нибудь потом. Сначала со своими бы разобраться. Как поется в популярной песне, “есть у нас еще дома дела”.

А дела, стало быть, такие.

Перво-наперво — обыск. По полной программе: в течение почти суток, с “маски-шоу” и выемками. Я вот эти самые маски до сих пор понять не могу. Кино какое-нибудь смотришь — так там ведь в масках всякие несимпатичные личности. Грабители и насильники. А в теленовостях — опять маски. И — налет, как в кино: всех мордами в пол и ботинками в ребра. Эти что — тоже грабители?

Во время налета на “ЮКОС” адвокаты компании насчитали не менее десятка нарушений действующего УПК. Адвокаты, ясное дело, накатали жалобу. В Генпрокуратуру. Так всем этим действом с масками как раз Генпрокуратура и заправляла.

Представьте себе: вы чего-то такое сделали, и на вас вам же и пожаловались. Что бы вы ответили? Вот именно. А Генпрокуратура отписала принципиально и строго. Дескать, нам лучше знать, нарушили мы УПК или не нарушили — на то мы и прокуратура. А ежели и нарушили, так вы, крючкотворы, много чего не знаете. Не знаете, что в “ЮКОСе” нашли, во-первых, оружие, а во-вторых — специальную аппаратуру для подслушивания и подглядывания.

После “утечки” столь серьезной информации мы все, во-видимому, должны были понять, что “ЮКОС” в действительности представляет собой шпионско-диверсионное гнездо. Посему всякие разговоры о каких-то там нарушениях УПК попросту неуместны. И ведь вот что интересно: оружие в “ЮКОСе” действительно нашли. И не какое-нибудь завалящее, а самое что ни на есть суперсовременное: для стрельбы в электронном тире. И “хитрая” аппаратура там тоже имелась. Лежала себе где-то в ящике и лежала. Ею не пользовались. Между прочим, продается эта аппаратура совершенно открыто — купить ее может любой, у кого есть деньги (она недешевая). Но такая покупка — вовсе не преступление, да и не всякое использование “хитрой” техники подпадает под Уголовный кодекс.

Адвокаты не угомонились, опять принялись строчить жалобы. Теперь — относительно решения Басманного суда Москвы, который постановил взять г-на Лебедева под стражу. На судебное заседание адвокатов даже не впустили, они несколько часов проторчали перед запертой дверью.

А я вам так скажу, граждане: правильно, что не впустили. Нечего им лезть, куда не просят. Судья с прокурором куда лучше сами все решат, вдвоем, без адвокатских штучек. И без проволочек. К тому же присутствие защитников все равно ничего бы не изменило. Я уже давно заметил, что Басманный суд — это лейб-суд Генпрокуратуры: он штампует все ее предложения. Очень удобно.



* * *

Тем временем ряды народных избранников, желающих поправить свой, извините, имидж участием в скандале вокруг “ЮКОСа”, пополнились. Депутат Госдумы г-н Бугера направил запрос в Генпрокуратуру, сетуя на неуплату “ЮКОСом” налогов на сумму 90 млн. долларов. Претензий налоговых органов к компании — самой, как утверждают специалисты, открытой и “прозрачной” для любых проверок — почему-то не возникало, а вот у г-на Бугеры они, претензии, откуда-то возникли. Впрочем, не так чтобы откуда-то: источник известен. Это некий Институт финансовых исследований, коим руководит Андрей Вавилов. Помните такого? Этот г-н стоит того, чтобы о нем напомнить. Причем стоимость в данном случае — весьма значительная.

Первый зам. министра финансов в правительстве Черномырдина г-н Вавилов занимался зачетами украинских долгов за газ. Долги были успешно зачтены, но при этом куда-то улетучились 450 млн. долларов государственных средств. Чуть позже г-н Вавилов столь же успешно совершил продажу Индии российских “МиГов”: еще 300 млн. долларов растворились в воздухе. Первый зам. министра финансов успел провернуть еще несколько “операций”, после чего тогдашний председатель Центробанка Сергей Дубинин открыто обвинил г-на Вавилова в хищении валютных средств. Было возбуждено уголовное дело, однако (как стало известно несколько позже) автор знаменитого афоризма “хотели как лучше...” своих людей сдавать не привык, и потому г-н Вавилов отделался легким испугом.

Он вынырнул довольно скоро — в качестве председателя совета директоров компании “Северная нефть”. А в 2001-м продал пакет акций этой компании “Роснефти” (читай — государству) по цене, завышенной вдвое. Разница составила еще один неплохой куш — 300 млн. долларов. Тогда же сомнение в чистоте этой сделки публично высказал Михаил Ходорковский, причем сделал он это в присутствии президента страны.

Я вовсе не упрекаю г-на Вавилова в банальной мстительности. Но, может быть, не следовало бы прокурорам так уж безоговорочно верить расчетам этого г-на, уже не раз “ошибавшегося”, причем всегда — в свою пользу?



* * *

Развитие событий вокруг “ЮКОСа” обозначило некие, так сказать, животрепещущие темы нашей сегодняшней действительности. Мы вдруг заговорили о возможной грядущей национализации и о “попытке перераспределения властных полномочий в пользу силовых структур”. Темы, кстати говоря, отнюдь не новые, но на сей раз они зазвучали громко и даже где-то с оттенком паники. Вполне вероятно, что оснований для нее достаточно.

Впрочем, еще одна национализация у нас вряд ли возможна, потому что она привела бы к катастрофическим последствиям. Ощущение этой катастрофы в народе весьма смутное, но тем не менее ее не хочет никто: нам теперь хорошо известно, до чего доводит лозунг “Грабь награбленное!”.

Однако еще один “черный передел” вполне возможен. Потому как товарищи в погонах — они тоже люди, и им тоже хочется хорошо кушать. А хорошо кушать уже нечего: все лакомые куски давно расхватаны, а вышеупомянутые товарищи только что подоспели; раньше, при Борисе Николаевиче, рассчитывать им было особенно не на что.

Правда, глава опального “ЮКОСа” г-н Ходорковский полагает: в обществе достаточно сил, которые не заинтересованы в том, чтобы люди в погонах сочли, будто у них сегодня появился карт-бланш.

Все-таки наивные они, эти олигархи. Хоть и олигархи. Людей в погонах у нас очень даже любят. “Кричали женщины “ура!” и в воздух чепчики бросали”. А олигархов как раз наоборот: не любят. Причем сильно.

Так что шанс на карт-бланш у этих товарищей, безусловно, имеется. Воспользовавшись им, они, понятное дело, накушаются вволю. А потом все рухнет. В одночасье. Поскольку эти товарищи не умеют ничего, кроме как кушать и командовать.

Олигархи, конечно, не промах, кто бы спорил. И покушать любят. Сладко. Но при этом они способны дать народу вволю колбасы, причем не только той, состоявшей наполовину из крахмала, которая продолжает так восхитительно пахнуть в наших ностальгических снах. Зайдите в любой продмаг — и вы убедитесь, что от олигархов все-таки есть какая-никакая польза.

Или наша ностальгия — по очередям за той колбасой? Тут товарищи в погонах как раз хорошо преуспели.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру