Явка шахидов провалена

Вчера правоохранительные органы отрапортовали об очередном успехе. В Толстопальцеве — под Москвой, а если говорить строго, то непосредственно в столице (этот поселок, хотя и расположен далеко за МКАД, юридически является районом столицы), найдена база шахидов. В частном доме обнаружены и изъяты шесть поясов со взрывчаткой, предположительно, аналогичных тем, которые были использованы при терактах в Тушине и на Тверской-Ямской.

Вчера Толстопальцево пережило настоящее паломничество журналистов. Всем хотелось своими глазами поглядеть на штаб-квартиру шахидок. Так что акция ФСБ и Генпрокуратуры, можно сказать, вполне удалась. За событиями в тихом дачном поселке наблюдали и корреспонденты “МК”.

Железнодорожная станция Толстопальцево находится в 31 километре от Киевского вокзала. Сейчас это дачный поселок, местных жителей немного, большинство — отдыхающие москвичи.

В доме №3 по улице Чапаева проживает семья Светловых. Участок производит жалкое впечатление: покосившийся забор, заросли крапивы. Деревянный дом в три окна с терраской и блочной пристройкой с улицы не видно. Его закрывает гараж.

— Именно между гаражом и домом и был закопан “шахидский клад”, — говорит один из оперативников ОВД “Внуково”.

Сейчас около злополучного дома, в щебенке и в траве, разбросаны шарики от подшипников, куски ленты, которыми были перемотаны мешки, резиновые перчатки.

— Достали! Работать не дают! — вчера сотрудники поселковой милиции только и успевали прятаться от фотографов. Местные жители, напротив, чувствовали себя звездами.

— Да-да-да, — бабушка лет 80 делает перед камерой серьезное лицо. — Я точно видела, как двое — нет, трое лиц кавказской национальности внесли в дом большой мешок.

Оцепление сняли совсем недавно, и журналисты пребывают в невероятной эйфории. Милиция объясняет: мол, все уже увезли, здесь ничего не осталось. Но никто ей, естественно, не верит, журналисты упорно штурмуют заборы близлежащих участков.

— Меня! Меня перекиньте! — жалобно пищит девушка-газетчица, глядя, как кто-то из операторов перемахивает через высоченную железную ограду.

Когда напор представителей СМИ достигает критической точки, оперативники начинают раздавать всем металлические шарики, которыми были начинены так называемые “пояса шахидов”. По одному в руки, не больше. Репортеры радуются как дети, операторы начинают снимать подарки и вдохновенно рассказывать в прямом эфире о том, что каждый из этих шариков — чья-то спасенная жизнь...

— Хозяйка дома, Ольга Васильевна, — обычная женщина, ей лет 45, — рассказывает Ольга Александровна, соседка из дома №2. — Сюда она теперь приезжает редко, чаще здесь бывает ее сын Юра.

За 27-летним Юрием в поселке закрепилась не очень хорошая репутация. Говорят, нигде не работает, часто выпивает. На улице Чапаева, где прописан, он появляется лишь время от времени, вместе с компанией ребят приезжает на белой “Волге”.

— Свой дом Ольга Васильевна в июне сдала на все лето, — продолжает соседка. — Мы несколько раз видели, как к дому приезжали двое мужчин на черной “Волге”. Мужчинам лет под 30, славянской внешности. Приезжали, как правило, вечером. Открывали гараж, загоняли машину и, наверное, оставались ночевать.

В четверг, в 2 часа дня Надежда и Константин Гладких, живущие по этой же улице в доме №4, увидели, как к дому напротив подъехали две “Газели” и “Жигули”. Из машин высадились люди в штатском, 5—6 человек, и вошли во двор.

— И только около 6 часов вечера к нам постучался один милиционер, — вспоминает Константин. — Приказал отогнать машину, а нам посоветовал покинуть дом. Сказал, что в доме напротив нашли взрывное устройство. Мы с женой взяли документики и стали кататься по поселку, пока не проголодались. А в 9 часов вечера тихонько пробрались к дому со стороны огорода (улица уже была оцеплена). Нам надоело бояться: мы включили свет, смотрели весь вечер телевизор — никто из милиционеров больше не стучался.

Жителей домов, которые находятся в 100—200 метрах от дома №3, и вовсе никто не трогал. Их просто попросили не выходить на улицу и сидеть подальше от окон. Паники в поселке не было. Милицейское оцепление сняли в пятницу, в 11.30.

Похоже, хозяева дома никакого отношения к находке действительно не имеют. Это подтвердили нам и сотрудники ОВД “Внуково”. Дом действительно сдавался, а арендаторы пока не установлены. Еще опер рассказал, как выглядели найденные “пояса шахидов”.

— Ничего особенного, просто полиэтиленовый пакет с шариками различного диаметра, обмотанный водонепроницаемым серым скотчем...

* * *

ФСБ, Генпрокуратура и МВД так и не сговорились по поводу того, что именно следует говорить о происшествии под Москвой. По одной версии, склад в Толстопальцево нашли благодаря бдительности местных жителей. Мол, они заметили подозрительных типов и позвонили в милицию. Силовики прошерстили район и обнаружили, что Толстопальцево буквально наводнено кавказцами. Когда-то здесь была овощная база, откуда дары юга поставляли в различные министерства, ведомства и даже в Кремль. Но в последнее время большинство помещений овощехранилища сдали в аренду — под пельменную, автосервис и мебельную мастерскую. Именно здесь и кучковались черноусые джигиты. Порой их число доходило до полусотни. “Гомон стоял такой, можно было подумать, что мы в ауле”, — жаловались жильцы. Возможно, кто-то из них в итоге и “стукнул” в милицию. По крайней мере в середине недели для проверки регистрации в Толстопальцеве были задержаны до 30 человек. Их увезли на автобусе, и больше этих людей никто не видел. Эту версию подтвердил вчера в Краснодаре и министр МВД Борис Грызлов.

Однако другие источники настаивают, что склад в Толстопальцеве удалось обнаружить благодаря показаниям Заремы Мужихоевой, задержанной при попытке взрыва бомбы в кафе на 1-й Тверской-Ямской. Дескать, именно ее показания помогли выйти на базу террористов. Это довольно странно, если учесть, что Мужихоева провела в столице до ареста меньше недели и не общалась ни с кем, кроме “связной” — пожилой женщины по имени Лейла. Содержали ее в доме, судя по описанию, мало похожем на дачу в Толстопальцеве.

Обращает на себя внимание и уверенность Бориса Грызлова, с которой он говорил об операции в Подмосковье. “Если мы вышли на этот склад, значит, знаем, кто к нему причастен. Первоначально — обнаружение лиц, а потом уже — обнаружение склада”, — заметил глава МВД РФ. Однако, по неофициальным данным, по подозрению в хранении взрывчатки в частном доме никто не задержан. Кого же удалось обнаружить милиционерам? А если никого, то стоило ли так рекламировать свои действия? Ведь о том, что в Толстопальцеве “явка провалена”, теперь не знает только глухой. И террористы наверняка используют эту информацию в своих целях.

Что до самой операции, то она была проведена с ювелирной четкостью. Пояса шахидов вывозили из дома на улице Чапаева с величайшей осторожностью. Три пояса были помещены в контейнер, и их отвезли в безлюдный район примерно в 5 километрах от поселка, где пояса расстреляли из гидропушки. Перед разминированием взрывотехники не осматривали взрывчатку из соображений безопасности — слишком свежа в памяти трагедия на Тверской-Ямской, где погиб взрывотехник Георгий Трофимов.

Рано утром в пятницу из гаража вывезли еще три пояса шахидов. Один из них развалился, когда его помещали в специальный контейнер, и бомбу пришлось обезвреживать прямо на территории деревенского дома. Когда операцию закончили, примерно в 11 часов в пятницу оцепление с поселка было снято. На момент подписания номера в поселке еще работали следователи Генпрокуратуры. В самом доме, где нашли склад террористов, милиция опечатывала помещения и косила траву на огороде — возможно, там найдут еще несколько тайников, оставленных террористами. А примерно в 14.00 следователи Генпрокуратуры зашли в соседний дом 5 по улице Чапаева и начали вместе с хозяевами обоих домов осматривать его территорию.

Борис Грызлов считает, что во время спецоперации были предотвращены как минимум пять терактов. А обнаружив склад взрывчатки, “правоохранительные органы вышли на лиц, которых подозревают в причастности к организации взрыва в Тушине”.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру