Авангард пробрался в святая святых

30 июля 2003 в 00:00, просмотров: 198

Одна из крепостей академизма — Третьяковская галерея, долгое время не желавшая признавать молодых художников и выделять им свои пространства, наконец сдалась. Отныне ее залы будут предоставляться художникам-авангардистам, которые станут самовыражаться прямо на стенах почтенного музея.


“Ничего удивительного в этом нет, — утверждает Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки. — Это общий процесс, происходящий во всем мире, когда музеи, некогда сопротивлявшиеся молодому и активному творчеству, теперь меняют к нему свое отношение”. Пока показать себя молодые таланты могут в 63-м зале, что на Крымском Валу. На огромных стенах художники создают росписи и показывают авангардные видеофильмы.

Общий принцип отбора кандидатов — умение разговаривать с публикой на современном языке. Первыми, получившими это право, стали члены группы “Лето” со своими видеоработами и художник-авангардист Георгий Острецов, разрисовавший стены зала.

Группа “Лето” объединяет около двадцати художников, устраивающих шокирующие акции и перформансы. Они пускают арбузы с горящими свечками по Царицынскому пруду, ужинают, сидя за столом, висящим над водой, пытаются проникнуть в Пушкинский музей, выкрасившись в маскировочный зеленый цвет, раздают цветы пассажирам в метро. А у Георгия Острецова за спиной уже более 50 выставок по всему миру, перформансы, показ альтернативной моды и даже учебник для иностранцев — “Н.П.” (Новое Правительство).

Очень необычно среди чинного спокойствия других залов Третьяковки смотрятся рыжеволосые панки Острецова с кариесом на зубах и тридцатикилограммовыми серьгами в ушах. Эту часть выставки Андрей Ерофеев представляет как “Высокий стиль Трэш-Граффитизма”, а парадоксальное название объяснил так: “Заборные росписи — это то, что было продукцией контркультуры, противостояло официозу. Теперь они сами обрели официальный язык и превратились в высокое искусство”.

Сегодня зал начнет расписывать еще один авангардист — Георгий Литвинов. Через каждые два месяца экспозиция будет меняться. Но что делать со старыми росписями? Сначала было решено, что по истечении времени они будут закрашиваться. Однако теперь Третьяковка ищет возможности хотя бы частично их сохранить. Поэтому после каждой выставки что-то из росписей галерея будет оставлять себе, а что-то предложит коллекционерам и бизнесменам в обмен... на новую съемную панель, на которой будут трудиться другие художники.




    Партнеры