Москву ждет жаркая зима

Конец июля в Москве — политический мертвый сезон: сначала в отпуск уходят депутаты гордумы, следом члены правительства. Но в этом году абсолютно расслабиться никому из них не удастся. В декабре выборы, а значит, пора готовить сани. В мэрию на них въедет только один человек, но от того, кто это будет, зависит судьба всех нынешних обитателей Тверской, 13.

Накануне горячей выборной поры вице-мэр Москвы Валерий Шанцев дал эксклюзивное интервью “МК”.

— Валерий Павлинович, чем выборы-2003 будут принципиально отличаться от предыдущих?

— Они не будут такими жесткими. Не будет того черного пиара, с которым мы столкнулись в 1999 году. Ведь тогда москвичей обрабатывали со всех сторон: газеты, радио, два государственных канала. Это было очень тяжело для всех — и для нас, и для избирателей. Сегодня принципиально другая ситуация: президент прямо заявляет о своей поддержке Лужкова, и если Юрий Михайлович соберется баллотироваться на пост мэра, Кремль, думаю, воспримет это спокойно.

— Как вы думаете, их будет много?

— Пока трудно сказать, предвыборная кампания еще не началась. Я знаю лишь о тех, кто уже сам объявил о намерении побороться за кресло мэра. Борис Федоров, Митрофанов от ЛДПР, Мурашов от СПС. Кандидатура от КПРФ еще неизвестна, но поскольку руководителем московского отделения партии является Александр Куваев, то либо он сам, либо кто-то из его заместителей, думаю, примет участие в предвыборной кампании. Есть еще бывший глава Пресненской управы Александр Краснов. В общем, человек 7—8 будет точно.

— Вам не обидно, что вы в этих выборах останетесь не у дел?

— Кандидатура вице-мэра никогда не была свободной. Ее всегда называл претендент на пост мэра. Только по старому законодательству он это делал до выборов, а теперь должен назначить сразу после. Если, конечно, победит.

— Говорят, Лужков уже публично заявил, что в случае его победы вице-мэром снова будет Шанцев.

— Мы с Юрием Михайловичем отработали вместе уже два срока. Ничего в моих функциях после судебного решения не изменилось. Действительно, на нескольких совещаниях Лужков говорил, что никаких претензий ко мне не имеет и хотел бы продолжить работать со мной в одной связке дальше.

— Кому вообще было выгодно отменять выборность вице-мэра?

— Я не вижу тут никаких происков. Просто “зачистка” местных законов часто ведется по формальному признаку. Генпрокуратура сверяет тексты и выявляет несоответствия. Ага! Раз в федеральном законе нет выборности второго лица, значит, и в московском быть не должно. Хотя все юристы, к кому мы обращались за консультацией, уверяют, что ничего противозаконного в московском избирательном законе не было. Да и сами представители Генпрокуратуры так и не смогли внятно ответить на вопрос, чьи права нарушала выборность вице-мэра.

— А вы сами как думаете, надо выбирать или назначать?

— Выбирать. Хотя я уже говорил, что выборность вице-мэра весьма условна, тем не менее предвыборная кампания позволяет людям лучше узнать второго человека в городе. Может сложиться ситуация, когда второе лицо замещает первое. И одно дело, когда власть переходит в руки человека, которого вы избирали, и совсем другое, когда вам подсовывают кота в мешке.

— Есть мнение, что Москва устала и от вас, и от Лужкова. Может быть, уже должны прийти другие люди?

— Это решает избиратель. Но я лично считаю, что для муниципальных органов власти два срока — это очень мало. И даже не столько мало, сколько экономически нецелесообразно. Люди притерлись к друг другу, наметили какие-то программы, обозначили приоритеты, работают, а тут им говорят: “Все, сворачивайтесь”. Как у Маяковского: “Кончилось ваше время!” Это опять-таки абсолютно формальный подход. Не надо никого ограничивать сроками. Если мэр и его команда работают плохо, избиратели сами поставят точку в их карьере.

— Если мэр в Москве останется тот же, состав команды изменится?

— А он и так постоянно меняется. В правительство приходят новые люди. Конечно, сразу после выборов все члены правительства, как того требует закон, уйдут в отставку, а кто останется и на каких должностях, будет решать мэр.

— Вы бы хотели остаться?

— Я с 1975 года работаю в городе: сначала в районе, потом в префектуре, теперь вот в мэрии. Я просто не представляю, что жизнь могла сложиться как-то иначе. Наверное, в другой системе мне было бы скучно и некомфортно. Я ответил на вопрос?

— Когда вы замещаете Лужкова, чего боитесь больше всего?

— Я уже привык и, наверное, ничего не боюсь. Хотя иногда, конечно, бывает трудно. Например, в прошлом году, когда я приехал на Манежную площадь и увидел, что там натворили фанаты, честно говоря, внутри что-то дрогнуло. Но я быстро взял себя в руки, сконцентрировался на ситуации, и в течение суток все последствия беспорядков были ликвидированы.

— Мы пока можем только догадываться, кто станет следующим мэром Москвы. А задачи, стоящие перед ним, уже известны?

— Основная задача — не остановить развитие города. Сейчас мы набрали хороший темп, и надо его держаться. Это ведь только кажется, что все движется само собой, по накатанной... Каждый год в Москве появляются новые дома, школы, больницы, гаражи, другие объекты. Их мало построить, их надо еще и содержать: соответственно, нагрузка на бюджет возрастает в разы. Откуда взять дополнительные средства? Ответ всем известен, осталось только от теории перейти к практике. Нужно развивать реальный сектор экономики, привлекать инвестиции, грамотно организовывать заемную политику. В займах нет ничего страшного. На заемные средства развиваются все современные мегаполисы — Париж, Рим, Лондон. Главное — взять так, чтобы потом можно было отдать. А иначе — труба.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру