Юрист на все сто!

— Примерно с половины второго до пяти часов вы мне лучше не звоните — я занят на кухне стряпней и могу не услышать звонка! — предупредил он меня. — А если и услышу, то быстро подойти не сумею — ноги уже плохо ходят…


По биографии Макара Ивановича Хмелинина можно изучать историю нашей страны. Со всей ее неоднозначностью, светлыми и темными сторонами.

Его детство — это деревня в неурожайной Кировской области, шесть братьев, три сестры, церковно-приходская школа.

— На путь сознательного служения родине я встал в 18-м году, когда сообщил продотряду о зерне, спрятанном зажиточными односельчанами.

Среди разоблаченных 15-летним Макаром односельчан был и родственник — Сидор Хмелинин…

Потом был сибирский город Канск, служба в милиции и угрозыске.

— В 28-м году, когда в Сибири начались первые хлебозаготовки, я активно участвовал в борьбе со спекуляцией хлебом. Тогда часто случались кулацкие налеты на колхозные обозы...

В него не раз стреляли из обреза, но он продолжал делать свое дело, поскольку свято верил: это дело правое.

— Кулаки вредили, как же было не бороться с ними? Одну беднячку, которая разоблачила укрывателей зерна, сбросили в колодец. Но она не утонула — у нее широкая была… гм… задняя часть, а колодец узкий. Люди услышали крики и вытащили ее.

…Зимой 33-го в Иркутске случилось наводнение — Ангара вышла из берегов, вода заливала город. Чтобы сдержать ее напор, вдоль берега соорудили ледяную дамбу. Одним из отрядов по борьбе с наводнением командовал Макар Хмелинин.

В 30-градусный мороз одетые в валенки и полушубки люди затыкали возникающие в дамбе промоины опилками, завезенными с лесопилки. Возле одной из таких промоин опилок не оказалось. Хмелинин закрыл ее своей спиной.

— Через несколько минут я уже не чувствовал спину, еще через несколько — ноги. Потом, в больнице, портянки снимали с них вместе с кожей — все было обморожено…

Великую Отечественную прошел в качестве члена военных трибуналов, в том числе — при заградительных отрядах.

— Был случай — полковник бросил дивизию и приказал шоферу везти его и военно-полевую жену в тыл к противнику. Он звал с собой комиссара, тот не согласился, однако никого не предупредил. За это получил 10 лет…

…Почти 30 лет Хмелинин преподавал гражданское право в Московском юридическом институте. В свои сто лет все еще занимается научной работой.

— Некоторые статьи в нынешнем Гражданском кодексе стали более демократичными, и это правильно. Вообще законы у нас хорошие, только их не соблюдают…

Хмелинин живет один. Жена давно умерла, у сына и дочери свои проблемы, единственный внук болеет… Но Макар Иванович с бытом справляется. Вот только слышать стал хуже и ноги сильно болят…


Редакция “МК” поздравляет старейшего юриста Москвы с юбилеем, желает ему бодрости и еще многих-многих лет!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру