Трамвай для перевозки кирпича

2 августа 2003 в 00:00, просмотров: 192

В Москве давно работает “Фабрика звезд”. Но не на ОРТ. На этой фабрике кинозвезд делают с помощью сварочного аппарата, а то и кувалды. Речь — о старых московских троллейбусах и трамваях, без которых не было бы снято ни одного фильма о столице прошлого века. А в свободное от съемок время они отдыхают в музее пассажирского транспорта. Сюда в день 45-летия Мосгортранса отправились корреспонденты “МК”.

— Узнаете обстановку?..

Мы внутри старого московского трамвая. Деревянные сиденья, оконные рамы. На полу — деревянные рейки. Московский пассажир в 30-е годы зимой обувался в валенки без галош. А встав на рейки, он оставлял валенки сухими — жижа скапливалась под ними. В целом вагон кажется знакомым. Где-то я его видел...

— Ну как же! — говорит замдиректора музея Михаил Егоров. — Кирпича в “Месте встречи” здесь брали. А в “Покровских воротах” в нем Коренева с Хоботовым ехали.

— Все доподлинно восстановлено?

— Ну, не совсем. Лампочки, например, были заключены в металлическую скобу.

— От вандалов?

— Нет, они, наоборот, защищали вандалов от лампочек. Лампочки были подключены в единую для трамвая цепь, а в ней 600 вольт. Попробуй выкрутить — мало не покажется.

А с разных сторон смотрят глазами-фарами старые автобусы и троллейбусы: ЗИСы, ЗИЛы, СВАРЗы... Троллейбус СВАРЗ фигурировал в “Берегись автомобиля” — не в “главной роли”. Ольга Аросева вообще в фильме на нескольких ездила. Внимательный зритель может заметить, что к остановке она подкатывает на одном номере, а в другой сцене едет уже на другом. А именно тот троллейбус, что в музее, мелькал на заднем плане. В “массовке”.

Четырехколесные ветераны украшены старыми табличками. Маршрут “Метро “Ждановская” — Проезд Энтузиастов”, например. Или “социальная реклама” 80-х годов: “Водитель! Не лихачь, улица не родео”.

— Сейчас как новый троллейбус появляется, его сразу расписывают под рекламу, — говорит Егоров. — А думаете почему? Обшивка у него тонкая, жестяная, сгнивает быстро. То ли дело “ЗИС” 1947 года — дюраль! Его и сваркой не возьмешь — все проклепывали.

А вот “синий троллейбус”, воспетый Окуджавой. Правда, на ходу, как в песне, в него не прыгнешь — двери закрываются автоматически.

Попадут ли современные железные кони Мосгортранса в музеи — бог весть. Вообще-то имеют все возможности. У них ведь и двигатели новые, и вход низко расположен, чтобы удобно было въезжать инвалидным коляскам, салоны в самом ближайшем будущем будут оборудованы турникетами. А остановки транспортники обещают оснастить часами, электронными табло, что показывают время до прибытия автобуса, и прочими техническими чудесами. Поездим — увидим.




Партнеры