Похороны ёжика

— Даже и не надейтесь, — безапелляционно заявила корреспонденту “МК” директор Всероссийского фестиваля визуальных искусств Лариса Преториус, которая вот уже седьмой год поддерживает интерес взрослых дядь и теть к детскому кинематографу.

— Какие фильмы у нас имеют коммерческий успех? Оба “Брата”, еще две-три ленты — и все. А детское кино пока убыточно. Проблема в том, что взрослые разучились понимать, что и как нужно снимать для детей. Вот в Алтайском крае есть замечательная студия, ребята уже несколько раз участвовали в фестивале визуальных искусств в “Орленке”. Возможно, оттуда, из глубинки, выйдут новые гении-режиссеры. И продюсеры. Самое главное — взгляд у них уже будет другим, незамыленным. Здесь, в “Орленке”, мы показали ребятам фильм “Звезда”, реакция — великолепная. А, казалось бы, достаточно тяжелая тема — война, где все наши герои погибают. А вспомните просто бешеный успех “Неуловимых”... Получается, даже сегодняшним, весьма прагматичным ребятам нужна романтика. А у нас в кинотеатрах — боевики. На студиях — тишина. Я больше чем уверена: рынок не может все сам регулировать, должна быть государственная политика по воспитанию будущего поколения.

Григорий Остер, как всегда, остер

На конкурс было представлено 12 новых отечественных мультиков. Замечательная работа Марии Муат “Девочка Люся и дедушка Крылов” — про то, как маленькая девочка неожиданно встретила великого баснописца и что из этого вышло, картина Натальи Дабижа “О рыбаке и рыбке” — весьма неожиданная трактовка хрестоматийной сказки Пушкина, трогательный фильм Андрея Чернова “Подкидыш” про жителей африканской саванны. “Подкидышу” — неожиданно для взрослых — детское жюри и вручило главный приз.

На фестиваль в “Орленок” приехал писатель Григорий Остер, известный не только как автор “Вредных советов”, но и как сценарист более чем 70 отечественных мультиков. В том числе таких популярных, как “Котенок по имени Гав”, “38 попугаев” и других.

— Раньше на студии “Союзмультфильм” выпускали десятки картин в год. Были и откровенно проходные, и просто слабые, но 2—3 можно считать талантливыми. А сейчас выпускается одна-две работы в год. Пока в индустрию анимации не будут вложены деньги, ждать серьезного результата не стоит. Но делать это наши богатые господа не спешат. Многие российские режиссеры, художники уехали работать в Америку. А гениальный “Ежик в тумане” Норштейна так и остался у нас памятником...

— Некоторые депутаты Госдумы предлагают запретить показ “забугорных” фильмов в России…

— Я против этого! Иначе станут крутить плохие фильмы, а хороших (в том числе американских) уже не будет вовсе. 7—8 талантливых режиссеров будут погребены под массой бездарностей. Как это было с Норштейном. Он снимал фильмы очень долго, выходил из графика, и другие режиссеры, мечтавшие заполучить павильон, жаловались на него во все инстанции и добивались своего: Норштейна выгоняли на улицу. Должна быть индустрия детского кино, и должно быть много фильмов. Тогда естественным путем — через зрителя — определятся лучшие. И надо давать работать молодым. В этом я вижу задачу фестиваля визуальных искусств в “Орленке”. Ребята видят, как делаются мультфильмы, и, возможно, через 5—10 лет смогут сами создавать что-то стоящее. Будут чисто коммерческие ленты, и будут талантливые работы “не для всех”.



Взгляд после полуночи

С Александром Гордоном, популярным ведущим ночного ток-шоу, мы встречались, разумеется, не после полуночи. В “Орленке” — режим, отбой в 22 часа.

— В той сетке метрового канала, которая существует сегодня, для детского телевидения нет места. Для продюсера детская передача неокупаема, рекламу пива не разместишь, поэтому проще купить зарубежную лицензионную программу, сунуть положенные “за откат” деньги к себе в карман, и пусть она крутится. И закон о 7% передач для детей формально соблюден. Только вот на фиг она кому нужна, такая передача… Из разговоров с детьми я понял, что лучший детский прайм-тайм — с 7 до 8 утра и с 13 до 15 часов. Раньше, на советском телевидении, в это время шли именно передачи для ребят. А теперь стоят дебильные ток-шоу для домохозяек. Выход я вижу в том, чтобы сделать специальный канал для ребят. Я хочу задать вопрос: какой смысл было создавать спортивный канал, по которому нечего показывать? Который повторяет футбольные матчи 80-х годов, выдавая это якобы за классику? Так пусть спортканал немного поделится временем — нужно всего-то три часа в день.

...Кстати, в конкурсе телепрограмм главный приз вручен не был. Вышедшее на сцену ребячье жюри почтило минутой молчания безвременно почившее детское телевидение.



Мидии от Харатьяна

Постоянный президент фестиваля Владимир Грамматиков из-за съемок приехать не смог. Отдуваться пришлось храброму гардемарину Дмитрию Харатьяну. Под фирменные мидии “от Харатьяна”, приготовленные по специальному рецепту, Дмитрий, выжимая сок лимона на аппетитный моллюск, заметил:

— Все говорят: прокат, нет проката. И то, что делает Лариса Преториус — возрождает кинозал для детей, — это здорово. Раньше было и производство детских фильмов, и их прокат — через детские кинозалы. И были очень хорошие юные актеры — как в “Неуловимых” или “Республике “ШКИД”. А теперь люди отбивают на этом деньги, им все равно (за очень редким исключением), что снимать.

...Даже оказавшись в бассейне рядом с красивой молодой актрисой Мариной Александровой (“Последний герой-3”), я невольно завел разговор о современном детском кино. Марина хорошо знает советскую классику: и вестерн про неуловимых, и “Приключения желтого чемоданчика”, и “Внимание, черепаха!”, и “Королевство кривых зеркал”. А вот ее младшая сестра Вера всего этого, как выяснилось, не видела. Неужели только Гарри Поттер останется героем ее поколения?



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру