С возвращением в Bенецию!

4 августа 2003 в 00:00, просмотров: 511

27 августа в Венеции откроется кинофестиваль, на котором российской делегации снова будет за кого болеть. В конкурсный показ этого года попала драма продюсера Дмитрия Лесневского и режиссера-дебютанта Андрея Звягинцева “Возвращение” (производство “REN-фильм”). Попала наряду с работами мэтров — Такеши Китано, Марко Белоккио, Паоло Бенвенутти, Маргарет фон Тротта…

В отечественных кинокругах этому событию еще даже не успели присвоить почетный эпитет, когда стало понятно, что вокруг “Возвращения” зреет международный скандал. Едва появившись на свет, драма молодого российского режиссера столкнула крупнейшие мировые кинофестивали. Предложения от них посыпались с многообещающей интенсивностью.

Сначала пришел запрос из Монреаля. Хотели “Возвращение” в конкурсную программу. Затем прилетел запрос из Локарно: берут “Возвращение” в конкурс (единственную российскую картину!). Пришло приглашение из Торонто, но там за разгорающимся ажиотажем наблюдают спокойно: внеконкурсный статус канадского фестиваля позволяет заполучить к себе “Возвращение” в любом случае. Фестивали же первой величины признают на своем экране только премьерные показы, и между ними нужно было выбирать.

Надо полагать, выбирать было непросто. Монреальский фестиваль очень престижен, и он первым обратил внимание на картину, но и Локарнский — не менее престижен и знаменит как раз своими дебютантами. Именно с него началась большая карьера в большом кино для Милоша Формана, Михаэля Ханеке, Александра Сокурова... В конце концов авторы “Возвращения” соглашаются на путешествие в Локарно. Но тут среди ясного неба приключился самый волнующий любого режиссера гром. В конкурс позвал Венецианский фестиваль.

Никто не рассчитывал, что в борьбу за дебютный российский фильм вмешается старейший кинофестиваль мира. “Ни с одной российской картиной такого не было, и я не знаю, у кого в мире такое было. Феноменальная история!” — возбужденно восклицает Раиса Фомина, специалист, который вот уже 11 лет продает на Запад самые известные российские картины. Более спокойно настроен председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Он не видел картины, не слышал имени ее режиссера и фестивальный бум попытался объяснить полусерьезно: “Это зависит от пиара, от наличия у режиссера родственников за границей, а может, и просто гениальная картина...”

Что касается самого Андрея Звягинцева, то триумф своей ленты он переживает мужественно, стараясь не поддаваться “головокружению от успехов”: “Это событие абсолютно экстраординарное, осмыслить я его пока не могу, понимаю только, что это судьба. Но вообще-то случилось то, чего не может быть”.

Во всей истории с “Возвращением” есть еще один удивительный момент. Фильм не только снят режиссером-дебютантом, но и сама произведшая “Возвращение” студия работала над полнометражным кинофильмом впервые! До этого лета “REN-фильм” был известен как производитель качественного сериального продукта для отечественного телевидения. Трагикомедия “NEXT” с Александром Абдуловым, драмы о женских судьбах “Нина” и “Клетка” обошли все крупные телеканалы. К новому телевизионному сезону на студии готовят порядка двадцати новых проектов. Теперь оказалось, что на этой “фабрике грез” существовал “подпольный цех”, готовящий эксклюзивную экспортную продукцию. Там сегодня при появлении Звягинцева “вскипают” шутки про некупленный фрак и про тяжелое бремя славы вообще...




Партнеры