В Выборге все “Тише!”

12 августа 2003 в 00:00, просмотров: 512

“Окно в Европу” — фестиваль в общем-то не светский, здесь нет пляжа с кафешками — излюбленного места отдыха звезд на “Кинотавре”. Зато можно посмотреть российские картины, которые уже получили призы на других фестивалях, и несколько премьер — те, что не успели к началу лета или специально дожидались “Выборгского счета”.

За три первых фестивальных дня в конкурсной программе показали две премьеры — “Янтарные крылья” Андрея Разенкова и фильм Сергея Никоненко “А поутру они проснулись”. Картина Никоненко стала настоящим событием — зал так смеялся, что “А поутру...” можно смело записывать в реальные претенденты на приз зрительского жюри.


Конечно, многое еще впереди и подводить итоги в общем-то рано, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что в конкурсе неигрового кино появился несомненный фаворит — фильм Виктора Косаковского “Тише!”. Это остроумная 80-минутная лента, рассказывающая о взаимоотношении двух главных российских бед (по Гоголю) — дураков и дорог. Сама идея фильма подкупает своей простотой и изяществом: любительская камера методично (но далеко не равнодушно!) фиксирует вид из окна — зимой и летом. А за окном — что там? Ну, люди ходят, понятное дело, собаки, голуби... И — особая категория граждан: работники ЖКХ. Они-то, да еще асфальт, трещины на котором так похожи на шрамы, особенно при неверно выстроенном свете, а иногда даже на женский половой орган (мать сыра земля), — и есть главные герои фильма. Косаковский уже получил Гран-при на фестивалях в Мюнхене и Мехико, а его картину купило для показа 120 стран. Более того, на Западе “Тише!” скоро пойдет в широком прокате. Впрочем, на Выборге у него может появиться конкурент — “Процесс” Александра Зельдовича, от которого после скандальной “Москвы” все ждут чего-то особенного.

Конкурсная лента “А поутру они проснулись” Сергея Никоненко, в которой он и режиссер, и сценарист, и актер, приехала в Выборг, как говорится, с пылу с жару: копию напечатали за четыре дня до фестивального показа. Картина поставлена по мотивам одноименной неоконченной повести Василия Шукшина и трем его рассказам — “Обида”, “Ночью в бойлерной” и “Привет Сивому”. Актерский состав подобран блестяще — Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Евгений Стычкин, Игорь Бочкин, Василий Мищенко и другие. Их персонажи — клиенты вытрезвителя, которые просыпаются утром и вспоминают, как их сюда занесло. К сожалению, как режиссер Сергей Никоненко понимает “народное кино” слишком однобоко. Он не стремится разыграть зрителя, обмануть его — из-за чего теряется смысл иронии, а зал наполняется бессмысленным и беспощадным “лошадиным ржачем”. Впрочем, народу-то нравится!

Сразу после премьеры корреспондент “МК” задал Сергею Никоненко несколько вопросов.

— Есть такое мнение, что режиссер должен испытать на себе то, о чем он рассказывает зрителю. Вы когда-нибудь попадали в вытрезвитель?

— Нет, не попадал. Но я перед съемкой посетил пару вытрезвителей, посмотрел, как там находятся люди, как они общаются...

— А как насчет выпить?

— Не дурак (смеется).

— Михалыча сыграли потому, что он ближе всех вам по природе?

— По возрасту совпадало. А в остальном — не знаю: мой герой — сантехник.

— Чем вам удалось заинтересовать такое количество блестящих актеров?

— Когда я говорю: “Шукшин” — для актеров это словно магнит. Они понимают, что это в первую очередь интересный характер, им есть что играть. Даже такой актер, как Александр Абдулов, спросил меня: “Сереж, неужели я в своей жизни ничего шукшинского не сыграю? Нет ли у тебя для меня роли?..”

— В фильме много пьют. А на съемочной площадке был ли выпит хоть один грамм спиртного?

— По-моему, нет. Такой эксперимент проводил со мной еще Никита Михалков, когда я снимал свою первую курсовую работу, и в кадре мне нужно быть пьяненьким. Никита сказал: “Давай попробуем!” Ну, я выпил бутылку водки, пошел в кадр — чего-то маловато. Не видно, что пьян. Я накатил еще грамм 200 — молодые были, все нипочем, — ну, меня повело так, нормально. Ну и что? Мы посмотрели на экран: скучный, неинтересный персонаж. А потом взяли и пересняли все на трезвую голову — и получилось то, что хотелось.

— Фильм заканчивается крупным планом Шукшина...

— Кадр из фильма “Мы, двое мужчин”, который я сам недавно увидел впервые. И именно им я и решил закончить — Шукшин смотрит в кадр с таким выражением, будто говорит: “Нет, я вам еще про вас расскажу, люди!”

— Как вы думаете, а Шукшину бы понравилась ваша картина?

После паузы:

— Трудный вы вопрос мне задаете. Отвечу так: то, что нравилось людям, всегда ему было симпатично. Сегодня зал реагировал потрясающе, реакция была там, где я даже не предполагал, не рассчитывал, что может что-то произойти. Зал смеялся — значит, все состоялось. Кто-то умный сказал: “Человечество со смехом расстается с прошлым” — так, может быть, и мы когда-нибудь расстанемся с пьянством...




Партнеры