Хорош заливать!

14 августа 2003 в 00:00, просмотров: 533

Самые смелые предположения синоптиков попросту смыло потоками воды в ночь со вторника на среду в Москве и Подмосковье. Ночной прогноз по Москве и области сулил до 20 мм осадков. На самом же деле ливень превзошел все ожидания. В столице опять оказались подтопленными дороги, остановились поезда метро...

По словам заместителя директора Росгидромета Дмитрия Киктева, на станции Немчиновка (Белорусское направление) за 12 часов (с 6 вечера до 6 утра) приборы зафиксировали 60,2 мм, в Тушине — 51,4 мм, на ВДНХ — 46 мм. Яуза после ливня в некоторых местах поднялась на 1,5—2 метра. В районах с холмистым рельефом оказались подтоплены низины. Одним словом, предыдущий рекорд, поставленный 9 августа 1973 года, был стопроцентно побит (абсолютный максимум за полные сутки составил тогда 66 мм). Правда, только сегодня станет известно, на сколько.

Из-за ливня вчера пришлось опоздать на работу москвичам, пользующимся голубой веткой метро. Около восьми утра из-за сильного ливня открытый участок Филевской линии сабвея оказался блокирован грунтовым оползнем.

Как сообщили “МК” в Московском метрополитене, в 8.05 машинист состава, стоящего на станции “Багратионовская”, сообщил, что уходящие в сторону “Филей” рельсы засыпаны землей. Прибывшая на место бригада по расчистке путей обнаружила, что дождевой поток смыл с прилегающего к метролинии склона внушительный пласт грунта. Откопать рельсы удалось лишь через 50 минут. В течение этого времени было полностью прекращено движение на отрезке между станциями “Молодежная” и “Александровский сад”. Правда, к организации дополнительных маршрутов наземного транспорта прибегать не пришлось: голубая ветка славится наименьшими в Москве пассажиропотоками, поэтому и существующие наземные рейсы в принципе должны были справиться с перевозкой людей. И тем не менее многие жители западных районов города вчера застряли по пути на работу. Наиболее прыткие побежали на железнодорожные платформы Фили и Кунцево. В результате в электричках Белорусского направления также наблюдалось столпотворение.

В 8.56 по освобожденному от завала участку пустили пробный поезд без пассажиров, призванный подтвердить возможность возобновления движения. А уже через минуту оно было восстановлено.

Причина возникновения ЧП пока окончательно не выяснена. В принципе склоны открытых отрезков подземки должны быть защищены от оползней высеянной на них травой, которая выполняет роль закрепителя грунта. Впрочем, возможно, вчерашний обвал могли спровоцировать строительные работы, производимые накануне на расположенном по соседству рынке.

Впрочем, досталось от капризов природы не только пассажирам метро, но и водителям, и, естественно, пешеходам. Восстановить движение столичного электротранспорта, парализованного пролившимся накануне на Первопрестольную дождем, удалось лишь вчера к обеду. Утром же на территории мегаполиса были затоплены более двадцати участков дорог.

Как сообщили “МК” в Мосгортрансе, больше других от разбушевавшейся стихии пострадали окрестности Второго Яузского моста в районе проспекта Мира. Разлившаяся здесь река блокировала маршрут 48-го троллейбуса, курсирующего между Лубянской площадью и гостиницей “Турист”, что неподалеку от станции метро “Ботанический сад”. На момент написания заметки его движение так и не было возобновлено. Взамен вставших на подтопленном участке “рогачей” (ливень поднял уровень воды в Яузе на 1,5 метра) организовали компенсационные перевозки на автобусах, в точности повторяющих путь 48-го троллейбуса. Кроме того, вода преградила дорогу транспорту на Шереметьевской улице в районе гипермаркета “Рамстор”, где троллейбусы №13 и маршрута “Т” в пять утра были остановлены почти на пять часов, и на Хорошевском шоссе у 39-го дома. Кстати, здесь затруднения в передвижении испытывали даже пешеходы, поскольку подземный переход оказался тоже залит водой. “Поплавать” пришлось вчера и всем видам транспорта на Южнопортовой улице, поскольку протекающая на юге столицы река поднялась на два “лишних” метра. На Нижегородской улице около восьми утра “рогатые” машины под номерами 26 и 63 встали больше чем на два часа. А в шесть утра прекратилось движение трамваев и троллейбусов на шоссе Энтузиастов. Возобновить их работу удалось только к десяти часам. В общей сложности движение электротранспорта вчера утром было остановлено в девяти районах города, в том числе и на некоторых отрезках Садового кольца. По объяснению специалистов, к рассвету некоторые магистрали скрывал водный слой в 30 см. При таких условиях эксплуатировать электротехнику было попросту невозможно.

В общем, зря считается, что главные испытания выпадают на долю городских коммунальных служб зимой. На самом деле с зимними проблемами коммунальщики худо-бедно справляются. А вот летом их репутация оказывается сильно подмоченной. В буквальном смысле слова.

Если сильный дождь — жди потопа на московских улицах. Утекать с них воде некуда. В московских дорожных тоннелях, которые затапливает чаще всего, системы водоотвода спроектированы не лучшим образом, а в Волоколамском тоннеле на одноименном шоссе сточной системы нет вообще! Как сообщили нам в Комплексе городского хозяйства Москвы, “Гормост” собирается начать работы в семи транспортных тоннелях: Арбатском, Кутузовском, Ленинградском, Маяковском, Чайковском, Каширском и на улице Дунаевского. Там будет увеличено число водонапорных решеток, реконструированы насосные станции, установлены дополнительные насосы. Но все это будет сделано только в 2004 году, так что москвичам придется еще помучиться.

Обычные же улицы оборудованы системой ливневой канализации. Причем, по заверениям специалистов, чуть ли не лучшей в Европе. Во всяком случае, когда-то она была такой. Но, видимо, воды с той поры утекло много, а грязь осталась. Чистили дождевые стоки плохо, и вот результат: трубы малого диаметра забиты мусором практически полностью. Даже мощные коллекторы с трубами диаметром 1,5—2 метра засорены минимум наполовину. Естественно, из-за этого вода не уходит и остается на улицах. А убирают ее в Москве самым примитивным образом — открывая канализационные люки. Что помимо прочего небезопасно с точки зрения дорожного движения.

В принципе столице, чтобы больше не быть замоченной, нужно-то всего-ничего — хорошенько вычистить водостоки. И обязательно делать это после каждого сильного дождя. А кроме того, оборудовать дороги новыми дождеприемными решетками.

Их, кстати, коммунальщики уже ставят на пересечении улиц Профсоюзной с Миклухо-Маклая, на Дмитровском шоссе у дома №71, на Озерной у АЗС, на пересечении улиц Партизанской и Ярцевской, на Спартаковской площади и площади Киевского вокзала — всего по Москве в 15 местах. Кроме того, восстанавливают трубопроводы и заградительные дамбы на водоемах на Берсеневской набережной и в Грохольском переулке, на улице Введенского. А на малых реках и ручьях начали чистить мусороулавливающие сооружения. Кроме того, в ближайшие два-три года будут реконструированы водосточные системы в вестибюлях 12 станций метро.

В общем, коммунальщики после того, как гром грянул неоднократно, кажется, начали креститься. Остается надеяться, что их молитвы дойдут до Бога. Тем более что ничего особенно хорошего небесная канцелярия москвичам в будущем не сулит.

Интересно, что этим летом в Москве очень часто наблюдается необычное явление: на одной улице ливень, а буквально за углом — тишь да гладь. Метеорологи объясняют, что все летние осадки можно разделить на два вида — внутримассовые и фронтальные. Внутримассовые дожди имеют локальный характер, они являются вслед за фронтом. Грозовое облако в данном случае может достигать в длину всего нескольких километров. Вот и получается, что убежать от дождя легко — достаточно проехать пару остановок на метро. А в супермокрую ночь с 12 на 13 августа москвичи имели возможность наблюдать фронтальные осадки — это значит, что они шли полосой по границе раздела двух воздушных масс. Прошедший над столицей вчера днем циклон проследовал через Рязанскую область. А следующий приближается к нам с Балтики. Он пройдет чуть севернее Москвы к концу недели. То есть в воскресенье вероятность обильных дождей опять возрастет.

Анализ климатических изменений за последние десятилетия показывает, что в умеренных широтах наблюдается тенденция к росту количества осадков. В масштабах одного-двух лет она почти не прослеживается, но ученые отмечают эти изменения, связанные с увеличивающейся концентрацией парниковых газов в атмосфере и воздействием человека на природу.




    Партнеры