Марьванне шьют статью

14 августа 2003 в 00:00, просмотров: 324

Полгода назад в Москве появился человек, отвечающий за всех столичных детей, — уполномоченный по правам ребенка. Однако одного детского правозащитника, даже с помощниками, явно недостаточно для многомиллионного мегаполиса. По-хорошему, детский омбудсмен должен быть в каждой московской школе. Ведь именно в средних учебных заведениях права несовершеннолетних нарушаются чаще всего.

По данным Министерства образования, 75% школьников считают, что педагоги “относятся к ним недостойным образом”. “Учителей в педвузах, к сожалению, не готовят к тому, чтобы они уважали права учеников”, — заявил министр образования Владимир Филиппов. Сейчас в образовательных кругах столицы ведутся споры: нужен ли уполномоченный по правам ребенка в школе? Школьные омбудсмены, если они появятся, призваны научить взрослых относиться к детям не как к “объектам воспитания”, а как к личностям.

В соответствии с международной Конвенцией о правах ребенка, подписанной Россией в 1990 году, каждый несовершеннолетний гражданин имеет 38 прав. В том числе такие, как право на имя, отдых и досуг, право участвовать в играх и т.д. Но главными привилегиями являются право на жизнь, социальное обеспечение, на заботу родителей, образование и гражданство, на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления и грубого обращения. Так что если вашего ребенка при всем классе назвали “дебилом”, вы можете подать в суд на зарвавшегося педагога. Если вина учителя будет доказана — ему грозит как минимум увольнение.

Но беда в том, что большинство родителей боится связываться с учителями: опасаются, что с ребенком будут обращаться еще хуже. К слову сказать, страхи родителей вполне обоснованны: ребенка начинают третировать не только все преподаватели, но и “накрученные” ими одноклассники пострадавшего.

Проведенный Министерством образования опрос показал, что неприкосновенность личной жизни соблюдается лишь в 62% российских школ. У 69% учеников педагоги отбирают и читают письма и дневники (из лучших побуждений, разумеется!), а в 41% случаев учителя вмешиваются в личную жизнь ребят. Право свободно выражать свое мнение реализуется лишь в половине российских школ, не соблюдается и вовсе в 7% учебных заведений. Только на 20% уроков ученик может свободно говорить то, что думает. Гораздо чаще он вынужден тупо повторять сказанное учителем. Лишь в 43% случаев подростки реально участвуют в управлении школой, а в 49% они не допускаются до этого вовсе.

Цифры эти официальные, скорее всего картина несоблюдения прав детей еще более удручающая. К сожалению, наши омбудсмены ждут, пока обиженные ребята придут к ним с жалобами, в то время как им самим нужно почаще бывать в школах.




    Партнеры