Коралловый труп

15 августа 2003 в 00:00, просмотров: 459

В скором будущем умерший родственник может обрести новую жизнь на подоконнике или на приусадебном участке в виде... растения. Замороженный жидким азотом до состояния порошка предок “смешивается” с землей, а вместо памятника получает дерево или цветочек, состоящий из тех же молекул, что и почивший. Тот же прах, смешиваясь с бетоном, превращается в платформу для разведения кораллов и тем самым обогащает собой и подводную жизнь.


В последние десятилетия появились альтернативные виды похорон для людей с более живым воображением или более глубоким кошельком.

Все больше состоятельных американцев отдают предпочтение мумификации. Процедура стоит $63 тыс. и основана на древнеегипетском искусстве мумификации и современных технологиях.

Популярна посткремационная поминальная служба, когда 7 граммов останков кремированного помещаются в капсулу, которая выпускается в открытый космос. Ныне в космосе обрели вечный покой около 100 человек. Посмертный полет в космос стоит $5 тыс. Похороны на Луне более дороги и стоят около $12 тыс. (на Луне похоронен прах одного из высокопоставленных сотрудников НАСА).

Если у умершего родня разбросана по разным уголкам земли, то похороны могут быть транслированы в прямом эфире по Интернету. Для он-лайн-доступа на церемонию прощания родственникам предоставляется специальный пароль. Кроме того, похоронные бюро стали размещать телеэкраны и DVD-проигрыватели с записью фильма об усопшем на могильных памятниках.

Что касается метода заморозки человеческих останков жидким азотом — его предложила шведский биолог Сусанн Вииг-Мэсак. Биолог считает, что достаточно диковатый, но экологичный способ погребения будет использоваться уже через год-два. Именно к этому времени станет ясно, во сколько эта процедура обойдется родственникам и найдутся ли добровольцы, желающие своим “телом” спасти окружающую среду.

Суть нового метода в том, что через неделю-полторы после смерти тело замораживается и помещается в жидкий азот под высоким давлением. Через некоторое время от него остается лишь 20—30 кг порошка бежевого цвета. Порошок может уйти в землю традиционным способом — в гробу, а может быть смешан с верхним слоем почвы, где полностью растворится примерно через полгода. Высушивание замораживанием удобно еще и тем, что, если человек умер осенью или зимой, порошок можно сохранить до теплого времени года, чтобы внести его в прогретую почву.

Что самое интересное, большинство шведов считает этот способ вполне приемлемым и лишь опасается, что, сорвав цветок в парке, они могут притащить домой чьего-нибудь дедушку.

В современной Америке людей хоронят в соответствии со всеми мыслимыми обычаями. Но ничто не мешает будущему покойнику придумать свой собственный ритуал и детально описать свою последнюю волю в завещании.

Естественно, самый широкий спектр возможностей предоставляется сторонникам кремации. Ведь прах незабвенного покойника совсем необязательно держать в урне или развеивать по ветру. Будучи сыпучей субстанцией, он легко смешивается с другими веществами и в таком виде способен приносить не только утешение, но и эстетическое наслаждение. Так, например, можно изготовить акварельные краски с примесью праха усопшего. Сами картины выполняются как профессиональными художниками, так и родственниками того, кто теперь будет радовать глаз, воплотившись в произведение искусства.

Вот, например, семейная пара из Южной Каролины придумала способ погребения для тех, кто предпочитает не сжигать тело, а закапывать его в землю. Они предложили абсолютно экологически чистое захоронение. Труп в этом случае не бальзамируется, в его убранстве и материалах, из которых изготовлен гроб, не должно быть токсических и не поддающихся разложению веществ. И естественно, никакого надгробия такому экологически чистому покойнику не полагается. Подобное кладбище существует в Южной Каролине с 1996 года. На сегодняшний день там погребено 14 человек, в том числе один вьетнамский ветеран и человек, скончавшийся от рака.

Пожалуй, самый экзотичный способ представила компания, занимающаяся сохранением и восстановлением коралловых рифов. Естественно, усопшего предлагается превратить в коралловый риф. Для этого его прах смешивают с бетоном, из которого изготавливают полусферу с отверстиями, где будут крепиться кораллы, и помещают на морское дно. Существует даже гарантия, что это сооружение-захоронение не подвергнется разрушению в течение 500 лет. Вечный покой таким образом обрели уже около 100 американцев, чьи родственники выложили от 850 до 3200 долларов.

Туманный Альбион в процедуре погребения также пошел по пути прогресса и спасения окружающей среды. В 1994 году неподалеку от Карлайла при муниципальном кладбище открылась первая лесная зона для погребения. С тех пор в Англии появилось более 140 “зеленых” кладбищ. На подобных кладбищах тела в обязательном порядке погребаются только в гробах из дерева, картона или любого другого материала, подлежащего быстрому биологическому распаду. На могиле не ставится памятник, а по желанию родственников высаживается дерево или кустарник. В итоге кладбище превращается в рощу. В среднем “зеленые похороны” обходятся безутешным родственникам в 500 фунтов, тогда как “обыкновенные” по цене могут достигать и 12 тысяч.

Несмотря ни на что, в мире существует всего четыре способа погребения: тело можно закопать, сжечь, погрузить в воду или кинуть на открытом воздухе. На поверку эта ограниченность оказывается неиссякаемым источником для вариаций на тему ухода в мир иной.

Например, в горной и каменистой местности Тибета местные жители столкнулись с одной неразрешимой проблемой — копать могилы в камнях достаточно проблематично. Поэтому от своих покойников тибетцы избавляются с помощью костра. Хотя и с этим в некоторых областях все того же Тибета возникают проблемы. Не везде растут деревья, подходящие для погребения. В этом случае останки оставляют на свежем воздухе, где их съедают стервятники или хищные звери. Причем перед тем как отдать покойного птицам, лама предупреждает его, чтобы тот больше не появлялся в этом месте и своим видом не пугал родственников.

В Монголии в похожей процедуре погребения существует промежуточный этап. Тело рубят на части, мясо отделяют от костей, а кости измельчают. Вся эта масса смешивается с ячменем и опять же скармливается птицам, слетающимся на звук рога. Монголы и примету по этому поводу придумали: если стервятники быстро уничтожают “тело”, то это хороший знак.

Аборигены Нового Южного Уэльса своих умерших хоронят в некоторых “вариантах” — в прямом положении на боку; скорченными; поставленными вертикально; помещают их в пустое дерево, которое ставят на помост и покрывают бревнами; жарят, а затем едят.

А вот в Южной Индии покойников до сих пор кремируют почти целиком, оставляя только часть черепа. Настоящие похороны устраивают позже, убедившись, что душа окончательно решила переселиться. В промежутке между этими церемониями умерший считается еще присутствующим. Даже если жена покойного беременеет после его клинической смерти, но до настоящих похорон, то умерший все равно считается отцом ребенка, который наследует его имя, клан и имущество.

На острове Бали в Индонезии погребальная церемония вообще превращается в карнавал. Устраивается процессия, во время которой несут деревянные статуи, изображающие животных. И все бы ничего, но есть одна особенность: внутри статуи полые — там как раз и находятся покойники. Умерших не погребают, а хранят, дожидаясь, когда наберется нужное количество, достаточное для организации шествия. По окончании церемонии тела и статуи сжигают.

В Индии в одном из племен тоже есть свои традиции. После похорон у лесной могилы обычно остается один родственник умершего. Его работа заключается в том, что он символически закрывает путь усопшему назад в деревню, рисуя на дороге углем поперечные линии. В другом племени в разгар похорон на месте кремации разбивают горшок, и все присутствующие бегут не оглядываясь. Что самое удивительное, такой ритуал помогает, и племя никогда не мучается от привидений и прочей нечисти.

В принципе у каждого отдельного племени во всем мире есть свои способы прощания с умершими. Например, ашанти из Западной Африки хоронят своих мертвецов на отведенных для этого участках, закапывая их в землю. Они кладут их на левый бок, с руками, помещенными под головой. У аборигенов тиви в северной Австралии умерших хоронят, кладя их на землю и засыпая большим холмом, который утрамбовывают во время погребального танца. Бавенда из Южной Африки запирают умерших в их домах или зашивают трупы в шкуру оленя или буйвола, а затем вешают на верхушки деревьев.

Смерть никогда не бывает банальна. Ее надлежит уважать и обнажать перед ней голову со смирением. Сакраментальный афоризм “поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой” имеет прямое отношение к акту погребения. И, наконец, обряд утилизации бренной оболочки в полной мере выражает культурное своеобразие общества.




Партнеры