Обули и... переобули

18 августа 2003 в 00:00, просмотров: 394

Русские, как известно, народ непредсказуемый. Это в очередной раз подтвердила реакция наших граждан на августовский дефолт. Знаете, на кого жаловались больше всего? Не на государство, которое всех разом кинуло, и даже не на Кириенко, которого сделали козлом отпущения. Людское негодование было направлено на... лохотронщиков.

Единственным на момент кризиса телефоном доверия, куда можно было позвонить и бесплатно пожаловаться на жизнь, был московский номер 205-05-50. Психоневрологический диспансер при Минздраве России. Существует он уже более двадцати лет и работает и по сей день.

“Такой волны жалоб на лохотронщиков не было ни до, ни после августовского кризиса”, — рассказала “МК” оператор телефона доверия Наталья. Многочисленные группы предприимчивых граждан быстро сориентировались в изменившейся реальности и организовали на улицах “точки” со всевозможными барабанами, играми и лотереями. Опытные зазывалы сулили большие выгоды, а народ, только что круто “кинутый” государством, как ни странно, охотно ввязывался в игру и, естественно, проигрывал. Причем нередко такие суммы, что приходилось расставаться с машинами и даже квартирами.

Однако обманутые граждане не плакали в трубку и даже не матерились. Скорее наоборот, занимались самокопанием: пытались выяснить, как такое могло произойти и как жить дальше.

“Остальные, как правило, звонили уже в крайних ситуациях. Говорили, что выбросятся с балкона, порежут вены”, — вспоминает Наталья. Были среди них и бизнесмены. Но все же подавляющая масса — не самые обеспеченные люди. Одни сетовали на то, что не вовремя взяли в банке кредит либо заняли у знакомых кругленькую сумму. С чего теперь отдавать — непонятно. Другие рассказывали, что вложили деньги в какое-либо дело — и все прогорело.

Интересно, что массового наплыва звонков после кризиса не наблюдалось. “Период с середины мая до конца августа у нас дачный. Люди уезжают на отдых и, соответственно, меньше звонят, — пояснили на телефоне доверия. — Раскаляются аппараты, как правило, во время сезонного обострения (весна и осень) и в полнолуние”. И август-98 не был исключением. Операторы говорят, что звонков было, быть может, чуть больше, чем наблюдается сейчас.

Сейчас специалисты решают уже совсем другие вопросы. Финансовые кризисы отошли на второй план. На первом — одиночество и другие жизненные волнения. Звонят инвалиды, пенсионеры, психически нездоровые и даже “бредовые люди”, подростки и их родители. Зачастили жены новых русских, которые сидят дома с маленькими детьми. Жалуются, что мужья не разрешают им работать и ведут себя совсем не по-джентльменски. В общем, жизнь вошла в привычное русло.




Партнеры