Губернатор уходит в небо

Вчера на Камчатке пропал вертолет “Ми-8”, на борту которого находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Геликоптер вылетел с летной площадки Излучина аэропорта “Елизово”, расположенного близ Петропавловска-Камчатского, на вертолете “Ми-8” в сопровождении сотрудников своей администрации в направлении Северо-Курильска. Расстояние по прямой от “Елизово” до Северо-Курильска — 300 км.

В Петропавловске-Камчатском проходила встреча мэров городов Ассоциации Дальнего Востока, Сибири и западного побережья Японии. В ней принимают участие представители девяти российских и 14 японских городов. Главные вопросы двухдневной встречи — налаживание спортивных и культурных связей между нашим Дальним Востоком и Японией, развитие туризма и сотрудничества в различных областях экономики. Фархутдинов, “отметившись” на Камчатке, отправился в Северо-Курильск проверить, готов ли район к зиме.

Примерно в 15.40 местного времени, через час после вылета, связь диспетчера службы контроля полетов Елизовского аэропорта с “Ми-8” была прервана. Экипаж связался с диспетчером в 15.05, пролетая над рекой Толмачевка, а затем связь прервалась. В это время он должен был находиться над озером Курильское на юге Камчатки в 77 км от Петропавловска-Камчатского. На борту вертолета авиакомпании “Халатырка” находились три члена экипажа и 16 пассажиров. Вертолет также перевозил 200 кг груза. По предварительным данным, в полет отправились один из вице-губернаторов и помощник Фархутдинова, а также члены комиссии администрации Сахалинской области по подготовке к зиме Северо-Курильского района. Номер борта пропавшего вертолета — 25194. Командиром экипажа является Гузанов А.П.

На поиски тут же вылетели два аналогичных вертолета из Северо-Курильска и Петропавловска-Камчатского. Они двинулись навстречу друг другу. Спасатели не исключают, что вертолет мог совершить аварийную посадку в зоне, недоступной радиосигналу. К поискам подключились пограничники, вышедшие в море на сторожевых пограничных кораблях “Антиас” и “Аскольд Пынько”. Они патрулируют море возле южного побережья Камчатки — в районе острова Алаид и мыса Лопатка. Здесь же курсируют 4 вертолета “Ми-8”, военный самолет “Ан-26”.

Ближе всех к месту происшествия находятся теплоходы “Славянка” и “Синегорск” Дальневосточного пароходства и танкер “Шкотово” Приморского пароходства. Вчера к 16.00 по Москве от моряков какой-либо информации о вертолете не поступало. На Сахалине к поискам был подготовлен поисково-спасательный отряд МЧС из 40 человек, возглавляемый Евгением Тропалевым, с привлечением собак-ищеек.

Чуть позже по приказу главнокомандующего Военно-морским флотом Владимира Куроедова, который возглавляет командно-штабные учения на Дальнем Востоке, на поиски вертолета вылетел военный самолет “Ан-26” со спасателями на борту. А министр обороны России Сергей Иванов распорядился бросить все силы на срочные поиски пропавшего вертолета.

Хоронить экипаж и пассажиров пока не спешат. Как передали корреспонденты “МК” на Камчатке”, вертолет мог сесть возле озера, а там средства связи иногда не действуют — не проходит сигнал. О возможной трагедии стараются не говорить.

Однако скорее всего на несколько часов поиски просто прекратятся. На Камчатке к моменту подписания номера наступила ночь, и вертолеты прекратили полеты. Поиск планировалось продолжить утром.

* * *

Безусловно, главное действующее лицо этого ЧП, а возможно, и трагедии — губернатор Сахалина. Игорь Павлович Фархутдинов родился 16 апреля 1950 года в Новосибирске. Мать — коренная сибирячка, отец — татарин, сосланный в Сибирь при Сталине. В свое время он окончил Красноярский политехнический институт по специальности инженер-экономист. Пять лет работал на электростанции в поселке Тымовское Сахалинской области. Затем началась партийная карьера Фархутдинова. Сначала он — первый секретарь Тымовского райкома комсомола Сахалинской области, потом заведующий отделом молодежи Сахалинского обкома ВЛКСМ. С 1985 по 1991 год был мэром Невельска, потом — мэром Южно-Сахалинска. В апреле 1995 года после отставки Евгения Красноярова был назначен главой администрации Сахалинской области. Женат. Имеет двух сыновей.

Чем еще известен губернатор Фархутдинов? Он возглавляет свой регион дольше других — уже восемь лет. Себе в заслугу хозяин острова ставит то, что за последние годы в области не было допущено обвального спада производства. По поводу Курил позиция Фархутдинова однозначна: эти острова являются исконно русскими “по праву открытия и по праву заселения”.

* * *

Вертолеты “Ми-8” разбиваются в России чаще других. Достаточно взять статистику авиакатастроф летательных аппаратов этой марки за последние полтора года.

7 февраля 2002 г. — вертолет поисково-спасательной службы ВВС, возвращаясь на аэродром в Ханкалу, упал с высоты 50 метров. Погибли 7 и получили ранения 3 человека.

28 мая 2002 г. — недалеко от поселка Ермаковское Красноярского края в условиях плохой видимости столкнулся с опорой ЛЭП вертолет краевой администрации. Погибли 8 человек, в том числе губернатор Александр Лебедь.

20 июля 2002 г. B>— в Ингушетии врезался в скалу вертолет ФПС России. Погибли 4 члена экипажа и 8 пограничников.

24 июля 2003 г. — в Самарской области потерпел катастрофу вертолет Сызранского авиаинститута. Погибли 3 члена экипажа.

Впрочем, этот печальный список не означает, что “восьмерка” — самая ненадежная винтокрылая машина. Просто “Ми-8” — наиболее распространенная модификация вертолета. Кстати, та же авиакомпания “Халатырка” в марте 1997 года уже теряла на Камчатке “Ми-8”.

Что же могло погубить геликоптер?

— Это все равно что ставить диагноз по телефону без осмотра больного, — прокомментировал “МК” ситуацию начальник боевой подготовки армейской (вертолетной) авиации ВВС полковник Валерий Беломестнов. — Теоретически могло произойти что угодно — отказ техники, диверсия, ошибка экипажа, нарушение мер безопасности... Я летал в тех края много лет и знаю, что погода в это время года тоже могла преподнести неприятные сюрпризы.

— “Умные” головы поспешили обвинить в ЧП ваших коллег-военных: на этой неделе на Дальнем Востоке как раз началось крупномасштабное учение...

— Это абсолютно нереально. Мы не украинцы, чтобы палить куда попало. Не забывайте, что такие полеты выполняются строго по заявке. К тому же вертолет обязательно оборудован системой опознавания “свой—чужой”. Я отказываюсь верить, что экипаж мог взлететь с выключенным кодом. А коль он был включен, даже теоретический пуск ракеты по вертолету исключен.

Не менее категоричен в выводах оказался бывший главком ВВС Анатолий Корнуков, который несколько лет командовал авиадивизией на Сахалине:

— В тех местах полетам над океаном летчики предпочитают маршруты вдоль береговой линии: они наименее опасны. Что могло произойти с “восьмеркой” губернатора, не представляю. Но не исключаю обычного головотяпства.

На память сразу пришла катастрофа “вертушки”, на которой летел Александр Лебедь. В нарушениях, которые в итоге привели к гибели генерала, как известно, обвиняют экипаж, но и дураку понятно: без нажима вип-пассажира летчики не пошли бы на риск. Эксперты “МК” не исключают, что в полет “Ми-8” губернатора Сахалина тоже мог вмешаться кто-то из больших начальников... Пассажиры такого уровня до сих пор почему-то относятся к вертолету как к внедорожнику: куда прикажу — туда поедет. Причем немедленно.

В любом случае самая ходовая версия — плохая погода (как в случае с Александром Лебедем) — в данном случае едва ли имеет право на существование. Утренняя температура на юге Камчатки, как зафиксировали метеорологи после 6.00, поднялась с 14 до 16 градусов. В 6.40, когда должен был выйти на связь экипаж вертолета “Ми-8”, при небольшой облачности видимость достигала 10 километров, что считается вполне ясной погодой.

— Если погода отпадает, остается еще несколько версий, — комментирует независимый эксперт по расследованию авиапроисшествий Валентин Николаев. — Не исключен отказ техники, особенно лопастей несущего винта. Тогда вертолет не смог бы совершить даже вынужденную посадку на авторотации. Второй вариант — незапланированный маневр на малой высоте. Иной раз вип-персоны просят экипаж снизиться и покружить над “интересным объектом”. В любом случае прогнозы довольно пессимистичны. Ведь при более-менее благополучной вынужденной посадке или даже аварии экипаж или пассажиры смогли бы выйти на связь по аварийной радиостанции Р-421. Она очень хорошо упакована в НАЗе (носимый аварийный запас).


Многоцелевой вертолет “Ми-8”

Принят в серийное производство в 1965 г.

Диаметр несущего винта — 21,29 м

Длина — 18,22 м

Высота — 5,65 м

Максимальный взлетный вес — 12 200 кг

Максимальная скорость — 260 км/ч

Практическая дальность — 1200 км

Практический потолок — 4500 м

Экипаж — 2—3 чел.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру