Ни ответа, ни привета

Вчера целый день на Камчатке велись поиски пропавшего накануне вертолета “Ми-8”, на котором с полуострова на Северные Курилы вылетели губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и сопровождающие его лица.

— Сейчас обследуется район общей площадью более 20 тысяч квадратных километров, — сказали “МК” в Федеральной службе авиационно-космического поиска и спасания. — Эта территория разбита на 7 квадратов. Каждый прочесывает с воздуха поисково-спасательный вертолет. А с пограничного “Ан-26” координируется вся работа.

У побережья Камчатки поиски ведут также 41 морское судно в районе мыса Лопатка и острова Алаид. Среди этих судов есть и специально оборудованные тепловизорами. Это своего рода “зоркое око” — прибор позволяет осматривать морское дно с помощью видеокамеры. Именно такое оборудование помогло несколько месяцев назад обнаружить в Уссурийском заливе морской вертолет “Ка-27”, разбившийся во время учения.

Всего в операции принимает участие 346 человек, 25 автомобилей, 7 самолетов, 14 вертолетов, 4 группы спасателей. В час ночи на Камчатку из подмосковного Раменского прилетел самолет МЧС “Ил-76”. Команду спасателей возглавил замминистра МЧС, генерал-полковник Геннадий Короткин. Самолетом доставлены 39 спасателей Центрального аэромобильного отряда МЧС РФ и центра по проведению спасательных операций особого риска “Лидер”. Кроме того, самолет доставил два вертолета легкого класса “Бо-105”, водолазов с оборудованием и поисковых собак. На Камчатку прибыла и группа сахалинских спасателей, экипированная с расчетом на 8 суток автономной деятельности. Она обеспечена тремя водолазными костюмами, альпинистским снаряжением и устройствами, с помощью которых можно осуществлять спуск пятерых специалистов с вертолетов, работающих “в положении зависания”.

Спасатели ищут вертолет на земле, поскольку авиаразведка пока не дала результатов. Прежде всего наземный поиск ведется в районе озера Курильское, где вертолет мог совершить незапланированную посадку. Тем более что именно в районе озера местные рыбаки видели пролетавшими два вертолета (второй вертолет с рядовыми сотрудниками администрации, напомним, благополучно долетел до Курил). Ничего необычного в полете рыбаки не заметили. Не было слышно и грохота крушения. Нет следов взрыва и дыма на возможном месте падения, масляных пятен на воде.

Хотя заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Дроздов не исключает, что пропавший на Камчатке вертолет мог врезаться в сопку. Они в этом районе достигают высоты 2 тысяч метров. В любом случае, согласно данным пограничников и рыбаков, вертолет не пересекал прибрежную зону. Район поисков расширен до 400 км.

Тем временем поиски затрудняет приближающийся к Камчатке с Охотского моря циклон, который уже вызвал сильную низкую облачность и мелкий дождь. Ожидается, что погода будет ухудшаться в течение дня. В районе поиска местами стоит туман.

* * *

Насколько реально, что пассажиры и экипаж живы? Спасателей беспокоит, что они до сих пор не дали о себе знать. По просьбе руководства гражданской авиации военно-спасательный “Ан-26”, оборудованный автоматическим радиокомпасом “АРК-УД”, в течение почти 13 часов барражировал над районом возможного падения или посадки “восьмерки”. Прибор настроен на частоту 121,5 МГц — аварийные сигналы на ней должны были выдавать в эфир все три радиостанции “Р-855 УМ”, установленные на вертолете сахалинского губернатора.

— Конечно, поймать их можно лишь в том случае, если сигнал успел включить кто-то из членов экипажа, — уточняют военные. — Пока запеленговать его не удалось. Но это вовсе не значит, что люди обязательно погибли. Случается и такое: техника от удара о землю превращается в лом, а экипаж и пассажиры живы.

Также на борту вертолета был аппарат спутниковой связи, с помощью которого можно было бы определить точные координаты местонахождения воздушного судна. Помощник губернатора Юрий Шувалов во время всех поездок специально берет этот телефон. Попыток установить обратную связь с владельцем телефона или кем-либо не было. Нигде не замечено и столбов дыма. А ведь наверняка попавшие в беду путешественники разожгли бы костер...

В конце концов, экипаж и пассажиры могли бы использовать сигнальные ракеты. Они есть на борту — упакованы в специальные кассеты, похожие на сосиску. Таких упаковок три, по 4 ракеты в каждой. Даже если при аварийной посадке кассеты вышли из строя, у летчиков должны быть сигнальные ракеты вытяжного действия (не менее десятка). Еще один вариант “заявить о себе” — направить на солнце особое зеркальце диаметром 10 см из особого стекла. Примитивно, но действенно — при солнечной погоде.

Воздушное судно было также оборудовано радиомаяком и запасом продовольствия, которого при экономном распределении должно хватить на несколько дней. К тому же сейчас в этих местах сезон ягод и грибов, в водоемах много рыбы. Так что с голода пропавшие, если они живы, не умрут. Правда, в горных лесах им грозит весьма нежелательная встреча с медведями (хотя более опасны топтыгины весной).

На вертолете не было аварийного передатчика спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ. Он включается автоматически, и сигнал бедствия поступает через спутник в контрольно-спасательный центр не позднее чем через 2 часа. С помощью такого маяка спасатели могут определить место бедствия с точностью до 5 км. Увы, в целях экономии такие передатчики крайне редко устанавливают на вертолеты. Не было его на “Ми-8” и в данном случае.

* * *

Куда мог залететь пропавший вертолет? При опросе населения на Камчатке и прилегающих островах Курильской гряды поисковики встретили двоих охотников, которые утверждают, что видели в среду вертолет “Ми-8” в районе, который находится далеко в стороне от намеченного маршрута.

При предварительной проверке этого сообщения выяснилось, что в указанный охотниками район не направлялись воздушные суда.

Есть версия, что вертолет совершал не предусмотренную графиком полета посадку в районе Курильского озера. Кроме того, есть информация о том, что Фархутдинов имел намерения посетить не только Северо-Курильск, но и еще пять других точек на острове. Также во время полета вертолет мог отклониться от курса, чтобы дать возможность пассажирам полюбоваться на дымящийся вулкан на острове Атласова.

Кстати, в Федеральной службе авиационно-космического поиска и спасания “МК” еще раз подтвердили: маршрут губернаторского вертолета не проходил через район учения.

— Абсолютно исключено, что “вертушка” могла подвергнуться удару с воздуха или с земли: главные действия сейчас разыгрываются гораздо южнее — в Приморском крае. Да и боевыми их назовешь с натяжкой: второй этап учения включает в основном мобилизационные мероприятия, — уточнили в Федеральной службе.

— Очень активизировало поиски оперативное вмешательство министра обороны Сергея Иванова, — говорят военные спасатели. — Несмотря на то что сейчас на счету буквально каждая единица авиатехники, он приказал главкому ВМФ выделить необходимое число самолетов, вертолетов, людей. Маневры неожиданно приобрели элементы реальных боевых задач.

Тем временем на Камчатке нашелся один человек, который числился в списках пассажиров пропавшего накануне вертолета “Ми-8”, но в действительности на борт не поднимался. Это некий Сергей Красовский. Он позвонил родственникам в среду вечером и сказал, что не полетел на вертолете, а остался на Камчатке. Он — житель Северо-Курильска. Уточнение списка пассажиров вертолета до сих пор продолжается, поскольку он летел без полетного листа и точный список пассажиров и членов экипажа неизвестен.

В числе оставшихся в списке пассажиров: губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, помощник губернатора Юрий Шувалов, начальник областного Департамента строительства Николай Курта, начальник областного Департамента здравоохранения Владимир Сибиркин, начальник областного Управления транспорта и связи Владимир Романов, заместитель начальника областного Департамента образования Виктор Гуревич, заместитель начальника областного Департамента по рыболовству Евгений Смыков, главный государственный санитарный врач Сахалинской области Евгений Папиренко, исполнительный директор дирекции по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Евгений Рыбаков, сотрудники пресс-центра администрации Сахалинской области Дмитрий Донской и Илья Касьян, начальник областного Управления ЖКХ Евгений Русских, и.о. начальника областного Управления топлива и энергетики и недропользования Виктор Розанов, генеральный директор ОАО “Антей” Леонид Побежимов, руководитель ООО “Санрайз” Владимир Кундиус, специалист Главного финансового управления области Михаил Горюнов, директор Северо-Курильского муниципального предприятия “Авиатор” Михаил Викульцев.

Из досье “МК”. Как долго ищут пропавшие воздушные суда?

6 декабря 1995 г. в Хабаровском крае пропал лайнер “Ту-154” (89 пассажиров и 8 членов экипажа). Обломки самолета обнаружены в тайге на склоне Сихотэ-Алиньского хребта 18 декабря. Все пассажиры и экипаж погибли.

5 апреля 1996 г. над Камчаткой пропал транспортный самолет “Ил-76” (10 пассажиров и 9 членов экипажа). Обломки самолета обнаружены 8 апреля в тайге в районе Начикинского озера. Все пассажиры и экипаж погибли.

14 сентября 1999 г. на Новой Земле потерпел катастрофу вертолет “Ми-8” Министерства обороны России. На борту находились 3 члена экипажа и 6 пассажиров. Две недели поисков вертолета не дали результатов. По мнению специалистов-спасателей, вертолет скорее всего упал в океан или глубокое озеро.

3 февраля 2002 г. недалеко от Ханкалы пропал боевой вертолет “Ми-24”, выполнявший посадку в сложных метеоусловиях. Поиски продолжались до 17 апреля, но не дали результатов. Предполагается, что вертолет был накрыт снежной лавиной.

10 июля 2002 г. на Таймыре пропал вертолет “Ми-6” (13 пассажиров и 8 членов экипажа). Место катастрофы было обнаружено 18 июля. Все пассажиры и экипаж погибли.

20 марта 2003 г. на юго-востоке Чечни пропали два вертолета “Ми-24”. 25 марта обломки одного из них были обнаружены в горном ущелье в районе границы с Дагестаном.

Сколько будут искать вертолет и когда надежда найти людей живыми иссякнет? На этот счет существуют даже определенные нормативы. После обнаружения потерпевшего бедствие воздушного судна радиотехническим путем спасательный аппарат должен “зависнуть” над местом катастрофы в течение 30 минут. В среднем же считается нормальным, если упавший в труднодоступном месте вертолет или самолет нашли за трое суток. Но бывает, что винтокрылую машину не находят и год, и два. А люди... На все, как говорится, воля Божья. Известен давний случай, когда на Крайнем Севере при падении воздушного судна летчик успел катапультироваться, но нашелся только через 15 дней — живой и относительно здоровый. Да и пример Алексея Маресьева, бесспорно, заразителен. Только вот сможет ли после крушения “губернаторского” хоть кто-то передвигаться самостоятельно? Дойдет ли?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру