Безумный MAKC

25 августа 2003 в 00:00, просмотров: 237

Вчера в подмосковном Жуковском завершился 6-й Международный авиакосмический салон МАКС-2003. “Цыплят”, то бишь количество заключенных контрактов и их общие суммы, как и положено, сосчитают осенью. А в последние три дня работы салона около 300 тысяч москвичей просто любовались чудесами на виражах.

Для широкой публики МАКС открыли на пятницу, субботу и воскресенье. Несмотря на 18 дополнительных электричек, курсирующих от Казанского вокзала до станции Отдых, посетителям салона все три дня пришлось мариноваться в поездах как селедкам в бочке. Что творилось тут в выходные, трудно даже описать! На Отдыхе толпу встречали кордоны милиции — сплошь майоры и подполковники. А на месте посадки в автобусы ситуацией рулил целый генерал, который очень смахивал на пастуха. Только вместо кнута у него был жезл, а дудочку заменял громкоговоритель.

— Террористов ожидаете? — поинтересовался я у широколампасного милиционера.

— Не каркай! — отмахнулся тот.

“Теракт”, “взрыв”, “шахиды” — эти слова особенно часто раздавались в многотысячной толпе, которая образовалась при входе на аэродром ЛИИ им. Громова. Там всех тщательно прощупывали на предмет наличия взрывчатки.

Повезло только журналистам, участникам салона и родителям с детьми до 8 лет: для них образовали специальный коридор. Остальным пришлось проторчать в ожидании часа по два. Но стойких москвичей это не смутило: они могли лицезреть показательные полеты прямо с подъездов к аэродрому.

А посмотреть было на что. Московские власти, которые накануне не смогли увидеть самые лакомые куски авиашоу из-за дождя и тумана, на следующий день распорядились разогнать тучи. Поэтому когда одноминутный проход на “МиГ-25” совершал экипаж летчика-испытателя ЛИИ Александра Павлова, небо было ясным. Затем настал черед подниматься в воздух “хэдлайнерам” шоу — пилотажной группе ВВС Италии “Фречче Триколори”. Избалованная московская публика следила за получасовыми выкрутасами десятки “МВ-339” с явным любопытством. Хотя итальянцы, изображавшие разные геометрические фигуры, напустили над аэродромом столько бело-красно-зеленого дыма, что их самих почти не было видно.

— А это что за беспризорник? — донеслось из толпы.

“Беспризорником” оказался самолет командира “триколористых” синьора Тарантино (видимо, уменьшительное от имени знаменитого летчика Павла Тарана). Он исполнял под арию Лучано Паваротти фигуру “сумасшедший пилот”: на минимальной высоте крылатую машину вдруг стало так колбасить, что у здравомыслящих зрителей возникли некоторые сомнения по поводу собственной безопасности. Но на поверку ас-макаронник не оказался “удвасом”.

Итальянский летчик, кстати, был не менее популярен у зрителей, чем знаменитый режиссер, его однофамилец. После посадки красавца-пилота с трудом удалось вытащить из толпы желающих с ним сфотографироваться.

— Мне удалось побывать на множестве авиасалонов, но по зрелищности и размаху МАКС вне конкуренции, — признался Тарантино и отправился отдыхать: его группа в Жуковском летала каждый день, и летчики заметно измотались.

По части “подпустить дыма” не меньшими профи оказались французы. Но и всевозможные “расчески”, “купола” и “штопоры” в исполнении “Альфа-джетов” группы “Патруль де Франс” выглядели весьма эффектно.

А самый бурный восторг у публики вызвали привычные уже россияне: “Стрижи” на “МиГ-29”, “Русские витязи” на “Су-27” и “Русь” на “Л-39 Альбатрос”. Оно и понятно: групповые фигуры высшего пилотажа на тяжелых боевых самолетах (вес тех же “сушек” — до 30 тонн) больше не исполняют нигде в мире. Например, “МиГ-29М2” летчика Беляева продемонстрировал настоящие чудеса маневренности. Он то зависал в воздухе, то пускался в небесную пляску, не раз сорвав аплодисменты зрителей. Все три дня наши летчики своеобразным восклицательным знаком завершали грандиозное авиашоу.

В наземной композиции наибольшим успехом пользовался нестареющий (стоит на вооружении с 50-х годов) американский бомбардировшик “Б-52”: москвичи фотографировались с черным гигантом, как с заезжей знаменитостью. А сами американские летчики долгие часы глазели на более молодого (на вооружении с 1986 года) российского конкурента — стратегический бомбардировщик “Ту-160”, носящий имя Павла Тарана и несущий на борту две звезды Героя Советского Союза.

Салон завершился вчера. Последним из российских политиков в Жуковский пожаловал спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Первым делом он вселил в организаторов и журналистов надежду, что к следующему МАКСу в 2005 году положение дел в российском авиапроме сдвинется с мертвой точки.




Партнеры