Просто Лир. Просто силиконовый

26 августа 2003 в 00:00, просмотров: 220

У каждого театра своя лира, а у вахтанговцев скоро появится еще и свой “Лир”. Премьерой спектакля под таким названием известная московская труппа открывает 3 сентября новый сезон. С подробностями нового проекта — Ольга СВИСТУНОВА.

Над постановкой шекспировской трагедии работает модный режиссер Владимир Мирзоев. Именно Мирзоев объявил “импичмент” легендарному королю: самовольно лишил его титула, оставив в названии только имя – “Лир”.

— Мой спектакль не о короле, а о человеке, — пояснил режиссер в интервью “МК”. Он также не скрыл, что сократил текст хрестоматийной пьесы ровно в два раза. По подсчетам Мирзоева, трагедия должна играться в течение пяти часов, но такое современный зритель вряд ли выдержит. Так что в угоду публике шекспировского “Лира” прочитают за два с половиной часа.

Во всем же остальном Мирзоев работает по максимуму. А именно — устроит очередное “Макс-шоу”. Правда, в отличие от того, что на днях завершилось в подмосковном Жуковском, высший пилотаж у Мирзоева, как всегда, будет демонстрировать Максим Суханов. Своему любимому актеру режиссер поручил заглавную роль. “Лира” Мирзоев делал специально на Максима. Впрочем, и во всех других ролях он видел определенных артистов, в основном вахтанговцев. В спектакле заняты Юрий Шлыков, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Ольга Ломоносова и другие. Только шута — Виктора Сухорукова — пригласили со стороны. Но тут, похоже, вмешались внеземные силы. Сами посудите: Максим Суханов и Виктор Сухоруков не только одинаковый корень в фамилиях имеют, но и внешне, как братья, похожи, да и по прическе их не различишь, вернее, по ее отсутствию. Мало того, родились они в один день с разницей в 12 лет. Прямо-таки космические близнецы. В общем, есть в этом совпадении что-то мистическое.

Правда, Суханова узнать будет трудно. Хотя Мирзоев никогда не пускает журналистов на репетиции, из достоверных источников удалось выудить, что Максима состарят минимум на 40 лет. Сделают это с помощью силиконового голливудского грима, который впервые будет применен в российской сценической практике. Осведомленные лица не утаили, что процесс старения обойдется в 3 тысячи долларов. Надо думать, недешевым оказался и “гардероб” спектакля. Для 19 персонажей сшито более 80 костюмов.

— Использованы только экологически чистые материалы, никакой синтетики и исключительно ручная работа, — говорит художница Алла Коженкова. — Костюмы не следует рассматривать как иллюстрацию к шекспировскому тексту, я просто фантазировала на тему.

Изощренный модельер Коженкова театральным дефиле не ограничилась. “Одев” спектакль, она выступила и автором декораций. Она придумала уникальную конструкцию: стену высотой 4,5 метра, которая поднимается, опускается, вращается в любом направлении. Стена эта абсолютно автономно существует на сцене и приводится в движение нажатием соответствующих кнопок на пульте. Понятно, что для воплощения столь сложного в техническом отношении замысла вахтанговскому театру потребовались не только лирики, но и физики.

В партнеры привлекли серьезную петербургскую фирму “Гидропривод”, ту самую, что к 300-летию города на Неве произвела капитальный ремонт механизмов всех мостов. Главную же деталь конструкции — хребтовую балку — изготовили тоже в Северной столице на знаменитом Кировском заводе, где в свое время делали танки, а потом прославленные трактора “Кировец”, рассказал руководитель театральных мастерских Иван Шарко.

Впрочем, эта “королевская” стена ничего не сообщает о месте действия спектакля: она изображает то лед, то траву, то небо, то горы, в общем, разные стихии. Для чего? Оказывается, зритель сам должен догадаться. Подобных ребусов в “Лире” предостаточно. Уже поэтому смотреть заигранную пьесу будет нескучно.




Партнеры