Автор “Черного кота” не дожил до серебряной свадьбы полгода

В четверг днем не стало Юрия Саульского. Популярнейший композитор, автор знаменитого “Черного кота”, лишь два месяца не дожил до своего 75-летия. Теперь запланированные в конце октября концерты к юбилею Саульского станут вечерами его памяти. О последних днях Юрия Сергеевича нам рассказала его жена Татьяна Николаевна.

В 2001 году Саульский перенес операцию по удалению опухоли на шее. Врачи до последнего не могли решить, доброкачественная она или злокачественная. Однако решили удалять. Операция прошла неудачно: опухоль-то удалили, но при хирургическом вмешательстве был задет жизненно важный нерв. Впоследствии Юрию Сергеевичу, ранее не жалующемуся на недомогания, стало хуже.

С огромным трудом ему удавалось принимать пищу, он начал быстро худеть — буквально таял на глазах. А последние два месяца вообще не выходил из дома. Однако две недели назад Юрий Сергеевич почувствовал себя намного лучше. Вновь приступил к написанию давно задуманного им мюзикла “Крошка Цахес”. Еще во вторник он отдал переписчику свои последние ноты. А в среду вечером у Саульского вдруг резко поднялась температура — до 39,9.

— Он проходил курс лечения по восстановлению поврежденного нерва, — еле сдерживая слезы, говорит Татьяна Николаевна. — Врачи прописали Юре сильнодействующие препараты, и, мне кажется, из-за этого он и умер. Произошла интоксикация, и сердце просто не выдержало. Днем у него начался бред. Что-то говорил, я даже не могла сообразить что. А через некоторое время успокоился и заснул. Но больше не проснулся.

По словам Татьяны Николаевны, Саульский до последнего надеялся отметить свой юбилей. Звонил Иосифу Кобзону, Льву Лещенко, Ларисе Долиной — всем, кто когда-либо исполнял его песни. Составлял программу праздничного вечера, расписывал голоса. Теперь юбилейные концерты 23 октября станут данью памяти знаменитого композитора.

— Для меня потеря Юрочки невосполнима. — Голос Татьяны Николаевны дрожит в трубке. — Почти 25 лет с ним жили душа в душу. За всю жизнь ни разу не поссорились. Полугода не хватило до серебряной свадьбы... Друг друга называли только Юрочка и Танечка. Сейчас вот слушала его песню “Татьянин день”, которую он мне посвятил, и вспоминала нашу жизнь. Как я буду без него — не знаю.

Последний раз мы беседовали с Юрием Саульским как раз накануне Татьяниного дня. Артист говорил с трудом, но, когда речь зашла о его знаменитой песне “Была зима белым-бела, мела метель...”, композитор преобразился и даже стал тихонько подпевать: “Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день...”

Мало кто знает, что именно песня, ставшая студенческим гимном, счастливейшим образом изменила жизнь композитора. Будучи студентом Московской консерватории, Юрий Саульский подрабатывал, играя на фортепиано и аккордеоне в моднючем тогда “Коктейль-холле” на Тверской и в популярнейшем “Шестиграннике” в парке имени Горького. По воспоминаниям самого Юрия Саульского, которыми он тогда и поделился с репортером “МК”, композитор “немерено влюблялся, был немерено любим...”. Удивительно, но среди его пассий не было ни одной Татьяны.

И вот как-то во время своего пребывания в Ленинграде он заскочил в редакцию журнала “Эстрада и цирк”. У композитора шла статья о джазе. Молодая девушка-редактор попросила мэтра согласовать текст. “Я подошел, заглянул в ее огромные лучистые глаза, задохнулся от восторга и тут же понял: пропал...” — вспоминал композитор. Девушка, улыбаясь, представилась: “Татьяна”. После недолгого разговора выяснилось, что родились они в один день — 23 октября. “Это была любовь с первого взгляда, — счастливо улыбалась тогда, разговаривая с нами, жена композитора — Татьяна Николаевна. — Через два дня после знакомства мы решили больше не расставаться”. Позже Юрий Сергеевич часто проигрывал мелодию этой песни своей жене, и каждый день у композитора был “Татьянин”.

Панихида в Союзе композиторов и похороны Саульского пройдут в будущую среду — именно к этому сроку ожидается приезд из Америки старшего сына Юрия Сергеевича — 51-летнего Игоря. Еще трое детей композитора (Андрей, Роман и Анна) и сын Татьяны Николаевны Вадим живут в Москве и также придут на прощание с Саульским.


Леонид Завальнюк, поэт, написал совместно с Юрием Саульским более 50 песен.

— Мало кто знает, что Юра, будучи мальчишкой, шел как валторнист в сводном оркестре на Параде Победы в 45-м году. Он был потрясающий человек,.Юра слышал мелодию стихотворения.

Хотя его манера работать с автором мне поначалу казалась странной. Я мог дать Юре стихотворение, но музыкального ответа не было. А через год он вдруг звонил: “Лень, я тут куплет нашел, музыку написал, не можешь остальные прислать?” Так были написаны песни “Не покидает нас весна”, “Желаю тебе, Земля моя” и другие.

Замечательный был человек, деятельный, настоящий. Организовывал фестивали, вел вечера и был блестящим конферансье. В этом я убедился на собственном вечере. Пришел Юра, с ходу сделал попурри из песен и потрясающе вел вечер. Он чувствовал это как музыкальное построение.

Когда я ему говорил: “Влюблялся редко, женился часто”, — он отвечал: “А я и влюблялся часто, и женился часто”. Меня потрясало, что, если он уходил, он все — квартиру, добро, деньги — оставлял жене. И начинал жизнь заново. Так было до встречи с Татьяной. Еще он умел восхищаться своими товарищами по цеху. О ком бы я ни заговорил, он делал точный анализ творчества, и, самое интересное, не в свою пользу. Однажды заговорили про Френкеля: “У Френкеля такой мелодизм, который мне и не снился”.

Алексей Баташев:

— Большая потеря. Но мне вспоминается, как еще в 50-е годы мы прорывались на встречи с американскими джазменами, как лет сорок назад дурачились на Пицунде, куда семьями ездили дикарями отдыхать, как спорили, смеялись и любили. Он был веселым, остроумным человеком, душой компании. Он долго болел, но не сдавался тяжелой болезни, и его смерть все равно стала неожиданностью. Ушел еще один из нашего поколения, ушла часть жизни.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру