Чингачгук–культурный змей

2 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 188

Если в толпе вы заметите самурая — значит, поблизости продается “Клинское-Самурай”. А если в центре Москвы вы увидите индейца — значит, в Музее личных коллекций проходит выставка “Художники Американского Запада, 1830—1940”. В том, что на Руси не перевелись романтики каноэ и томагавка, беззаветные почитатели Фенимора Купера, Хаггарда и Майна Рида, убедилась Оксана ГЕРАСИМОВА, побывав в ГМИИ им. А.С.Пушкина.


На выставке — столпотворение, какого не ожидали сами организаторы. Пикантности добавляет тот факт, что многие “экспонаты” пришли сюда собственными ногами — не по приглашению, но по зову сердца. Оказывается, среди москвичей существует огромное число носителей индейско-ковбойской культуры, и выставка явилась тем долгожданным огоньком, на который они не преминули слететься. То и дело мелькают в толпе “апачи” в боевой раскраске, важно поскрипывают мокасинами, отряхивают капли дождя с роскошных перьев головного убора. Навстречу им движутся лихие парни в кожаных штанах, в трехведерных шляпах-“стейтсонах”, брякают шпорами — лошадей, надо думать, привязали неподалеку... Представители соперничающих культур дружелюбно улыбаются друг другу — в честь такого праздника томагавки зарыты в землю. А у входа расположился целый индейский фолк-ансамбль: курят трубку мира размером с добрый котелок, простодушно предлагая всем желающим сделать затяжечку-другую.

Государственный музей изобразительных искусств в сотрудничестве с Художественным музеем Джослина (Омаха, Небраска) и Международным фондом искусства и образования (Бетезда, Мэриленд) впервые предоставили возможность российским зрителям наглядно проследить путь становления американской нации от первых поселенцев до Великой депрессии. Средства слежения — скульптуры, портреты, фотогравюры, батальные полотна. Среди первооткрывателей Дикого Запада, пилигримов и колонистов, были и знаменитые сегодня художники — такие, как Джордж Кэтлин, Карл Бодмер, Альфред Джейкоб Миллер и Генри Чивер Пратт. На их полотнах — охота на фламинго, погоня за бизонами, горные хребты и каньоны, знаменитый Орегонский путь и католические миссии. Вот, например, индеец из племени “черноногих” по имени Хотокайя. Похоже, что этот дикарь с отрешенным взглядом не кто иной, как Спаситель, в индейских одеждах и с крестом в руках благословляющий свой народ на многотрудные свершения… Сознательно ли художник изобразил туземца в образе Христа? Или этот образ и вправду неподвластен ни расовым, ни временным рамкам?

Диапазон стилей и художественных направлений весьма широк: от наивных дилетантских зарисовок до легендарной сюрреалистки Джорджии О’Киф. Фредерик Сэкрайдер Ремингтон, изображавший авантюрный Запад и американскую кавалерию в бою, фактически работал по заказу периодических изданий. Некоторые из его картин выполнены в монохромной гамме (как черно-белая фотография), чтобы их было легче переснять для газеты. А художник-самоучка ковбой Чарльз Мерион Рассел, наоборот, выписывал свои сценки с великолепным юмором, на много лет предвосхитив Бидструпа… Есть среди живописцев и выходцы из России — Леон Гаспар и Николай Фешин, работающие в импрессионистской манере. Наивные по восприятию и по технике исполнения картины не стоит рассматривать лишь как произведения живописи. Они значительно ценнее в качестве художественных документов истории.



Партнеры