Вольный стрелок без скафандра

2 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 206

— Сегодня вы на репетиции, а завтра улетаете на Урал, — говорю я.

— Ладно, в половине четвертого в ресторане “Балаганчик”, — бросает на бегу мэтр и уносится на репетицию. Он так и брызжет энергией, и у него необычный, запоминающийся голос. Даже не видя его, можно определить, что это — Филиппенко. Не верится, что сегодня ему стукнуло 59. Не верится, потому что главный моноартист нашего театра — в прекрасной форме и носит кепи, лихо заломленное набок. Накануне дня рождения с маэстро встретилась Наталья Душенкина.


Из досье “МК”. Выпускник Московского физико-технического института. Звезда студенческого театра МГУ “Наш Дом”, КВНов, капустников. Работал в Театре на Таганке, параллельно заканчивая Щукинское театральное училище. В 1975—1995 годах — Академический театр им. Евг. Вахтангова. Снялся более чем в 50 фильмах, сыграв целую галерею злодеев, бандитов, Кощеев Бессмертных. В особом ряду стоят такие фильмы с его участием, как “Мой друг Иван Лапшин”, “Наш бронепоезд” и др. С 1995 года народный артист России Александр Филиппенко — руководитель театра “Моно-Дуэт-Трио”. В 1999 году — лауреат Госпремии РФ за моноспектакль “Мертвые души”. Филиппенко играл Клавдия и Тень отца Гамлета в театре “Сатирикон”, в Театре п/р О.Табакова — играет Сатина в спектакле “На дне”, Шейлока в “Венецианском купце” в Театре п/р Калягина.

— Александр Георгиевич, будете отмечать свой день рождения?

— Ну конечно, будем, наверное, у себя на даче в Новопеределкине. Я не очень люблю застолье. В этот день я вспоминаю друзей, хорошие, памятные времена. Например, первый мой день рождения в Физтехе мы отмечали на скамейке у общежития. Старшие друзья весь вечер пели мне Визбора, Высоцкого, Окуджаву. Они остались лучшими друзьями, которые поздравляют меня до сих пор. А 50 лет я отмечал в Челябинске в Камерном театре с капустником и с уральским диксилендом. Мэр города поздравил.

— Как разрослась семья Филиппенко?

— У меня дети, как я называю, в двух местах. От первого брака Мария и Павел, от второго — Александра. Все — взрослые, все дружат и все — Филиппенки. Уже внучка и внук есть. Когда все собираются, честно признаться, я к такой команде не готов. Быть во главе клана — это серьезное дело.

— Чем занимаются ваши домочадцы?

— Супруга Марина из потомственной телевизионной семьи Ишимбаевых. Всю жизнь была телевизионным режиссером. Старшая дочь Мария — педагог, преподает латынь в гуманитарной гимназии. Сейчас она редактор в острохарактерном молодежном журнале “Молоток”. Александра учится на втором курсе МГИМО. Павел — лидер группы альтернативной музыки, кажется, она называется “F.A.Q.“

— Павел приглашает вас на свои концерты?

— Я и без приглашения хожу. Был несколько раз на Горбушке. Конечно, мне непривычно бывать на его концертах, там совершенно другая публика. Это отдельная планета — подростки, которых я не вижу на своих спектаклях. Через несколько лет они выйдут наружу: им, а не нам, жить и строить Россию. Жаль, что они немного читают.

— Ответьте как именинник, что больше любите — дарить или получать подарки?

— Подарки всегда приятны, особенно я люблю рассматривать их утром, после дня рождения. Когда езжу на гастроли, обязательно привожу что-то эдакое, необычное, своим близким. Только выбирать подарки я не умею. Например, однажды привез ящик мармелада и ящик пастилы.

— Вы в отличной форме, полны энергии. Верите, что через год вам стукнет 60 лет?

— Можно цитату? “Что такое 60 лет? Это испуг в его глазах... а остальное то же самое”. Главное — как ты себя сам ощущаешь. Нельзя распускать себя.

— В одном из интервью вы сказали: “Единственное, что я заработал, так это — свободу выбора”.

— Скорее я ценю возможность выбора, но за это очень дорого платишь своей свободой. Сегодня я работаю в разных театрах по приглашению. Долго изучаю договор: если нравится — то соглашаюсь, если нет — жду дату окончания договора. Для меня очень важна свобода выбора.

— Вам трудно было менять театры?

— В труппу Любимова я попал, еще когда учился в Щукинском училище. Таганка была самым золотым периодом в моей жизни. А в Театр имени Вахтангова перешел вместе с моим дипломным спектаклем “Игроки”, где я играл Ихарева. И вот его Величество случай: почти через тридцать лет я играю ту же роль, но в Театре имени Моссовета.

— Вы — комик, а играете Сатина в горьковской пьесе “На дне” в “Табакерке”. Что общего между Сатиным и вами?

— Тут опять в моей жизни многое повторилось. Еще во ВГИКе в какой-то дипломной работе я играл Коростылева, в других театрах играл Актера и Барона. А Сатина... Не ожидал такого приглашения от Табакова. Хорошо, что режиссер Шапиро, который в свое время ставил “Кабанчика”, где я играл не негодяя и бандита, а положительного героя на сцене, знал меня в этом качестве. Поэтому мне было легко работать с режиссером.

— Вас не обижает, когда говорят, что артисты — продажные люди? Хочу спросить: вы продаете свой труд?

— Да, поскольку даже на наших студенческих спектаклях “Наш Дом” зритель платил деньги за билет. Он мог меня либо купить, либо нет. Значит, я продавался за деньги. Актер — продажная профессия, но она сладко-продажная, и от этой сладости возникает у актера большая зависимость.

Надо понять, что сегодня очень поменялась манера актерской игры, она сильно отличается от манеры игры в театре и кино прошлого века. В следующем году исполняется сто лет со дня смерти Чехова, и мне кажется, что с этой датой отойдет в прошлое весь “тот” театр, придет что-то новое, другое, признаться честно, мне не очень близкое. Но это не надо отвергать — это движение жизни.

— Куда планируете двигаться в ближайшее время?

— Вот только что вернулся с труппой Театра имени Моссовета из Екатеринбурга и Челябинска. Там сыграли предварительную премьеру спектакля “Дама! Дама, еще дама!” по “Игрокам”. А большая премьера этого спектакля состоится уже в Москве в конце сентября. Я играю в одной из последних постановок Виталия Соломина “Мышеловка” по Агате Кристи, где он играл сам, а теперь его роль играю я. Этот спектакль можно увидеть в ноябре в Театре киноактера. В ноябре же состоится мой сольный концерт “Пять историй от Зощенко до Акунина”. Кроме это еще постараюсь возобновить Достоевского (по “Бедным людям”). Я очень много выезжаю на гастроли по регионам. Мне важно, чтобы ко мне приходил не только московский, но и провинциальный зритель.



Партнеры