Тринадцатый маршрут

Затонувшая “К-159” была тринадцатой субмариной, следовавшей курсом Гремиха—Полярный. Двенадцать успешно прошли этим маршрутом. На базе остались ржаветь еще две списанные АПЛ.

Нужно ли поднимать лодку или стоит оставить ее на дне моря — об этом в Минобороны больше не спорят. Приказ министра четок: поднимать вместе с телами погибших моряков. Когда это может произойти, рассказал “МК” начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор КРАВЧЕНКО.

— Сейчас разрабатывается проект такого подъема. Никакие иностранные компании к этой операции привлекать не планируется — размеры лодки небольшие, мы справимся сами. Стоимость утилизации субмарины подобного класса обходится в 15 млн. рублей. Во сколько обойдется ее подъем, точно сказать пока никто не может.

— А не проще оставить списанную лодку на дне?

— Ее нужно обязательно поднимать, поскольку на ней стоят два ядерных реактора. Сегодня они безопасны для окружающей среды, а как поведут себя в перспективе — сказать трудно. Утилизацией должен был заниматься Минатом. На заводе планировалось разгрузить реактор: вытащить топливо, упаковать его в безопасные контейнеры и вывезти для захоронения или переработки. Теперь, когда лодка лежит на глубине 238 метров, это сделать невозможно.

— Где могут находиться тела членов экипажа?

— По нашим предположениям, в средней части лодки — на центральном посту. Хотя во время аварии люди могли успеть подняться, и их тела в таком случае находятся где-то в районе ограждения рубки.

— Почему во время буксировки на судне были люди?

— Проект буксировки четко определяет количество членов экипажа, кто на каком месте должен находиться. У каждого из 10 моряков была своя задача. Когда понтоны тащат за собой лодку, их надо периодически поддувать, так как воздух из них постепенно стравливается, как из спасательного круга. Экипаж должен следить и за тем, чтобы тросы, которыми лодка подцеплена к буксиру, были в исправности, чтобы не прибывала вода в отсеках... Сколько таких лодок ни перевозили на буксире — там всегда были люди. Это никто не придумал. Там было четко определенное количество членов экипажа. Об этой аварии мы ничего не скрываем и вместе со всеми хотим разобраться, что произошло в действительности.

Офицеры Главного штаба ВМФ высказали “МК” свои предположения о причинах гибели лодки. Оказывается, “К-159” еще в 1989 году нужно было отправить на утилизацию. Но завод ее не принимал, пока ему не заплатят. А денег у военных не было, поэтому лодка и простояла в Гремихе больше 14 лет.

Вряд ли, считают моряки, были допущены какие-то ошибки на берегу, во время крепления “К-159” к понтонам. Просто лодка чудовищно старая — 1963 года постройки — и превратилась в ржавый кусок железа.

Почему экипаж не успел спастись — в догадках теряются многие. Могли ли моряки не слышать команду покинуть судно? Вряд ли. Чудом выживший старший лейтенант Цибульский сказал, что такая команда прозвучала. Некоторое время лодка плыла, погрузившись больше, чем это требуется по нормам буксировки: затопление начиналось постепенно. Вероятно, надеялись все же дотянуть до Полярного — оставалось идти около двух часов. А спастись было трудно. В боевой лодке люди эвакуируются через кормовой и носовой люки. На “К-159” они были заварены. Выбраться было можно только через центральный пост. В небольшой лодке водоизмещением 3000 тонн рубочный люк очень узкий, как в башне танка. К тому же через него тянулись различные шланги, провода, кабели, тросы...

Еще не факт, что моряков спасли, если бы они покинули лодки. Температура воды в море была 4 градуса. Раньше случалось, что к тем, кто оказывался в ледяной купели, близко подходили спасатели, но из-за шторма не смогли их вытащить из воды. Поэтому, взвесив все шансы, экипаж лодки, возможно, все же предпочел тянуть до берега...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру