Теракт вне расписания

4 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 393

Война террористов с мирными жителями на юге России продолжается. Вчера два взрыва прогремели в электричке, следовавшей по своему обычному маршруту Минводы—Кисловодск. 5 пассажиров погибли, 32 — ранены (20 из них — тяжело). Трагедия случилась возле станции Подкумок на подъезде к Кисловодску. Бомба сработала в 7.35 под четвертым из шести вагонов поезда. Состав разорвало пополам. Из 50 человек, которые в тот момент находились в вагоне, пять от полученных травм погибли на месте, еще одна девушка умерла в реанимации. 17 человек отправлены в больницы Кисловодска, пятеро — в Ессентуки и трое — в Предгорный район. Остальным помощь была оказана на месте. В том, что это был теракт, сомнения нет. Основными жертвами взрыва (трое из пяти погибших) стали студенты-кисловодчане, которые учатся в вузах Пятигорска.

Как сообщили “МК” в ЛУВД Кисловодска, электропоезд отправился с Кисловодского вокзала в 7.14, а в 8.54 состав должен был прибыть на конечную станцию Минеральные Воды. Взрыв произошел в районе второго пикета, на 53-м километре между станциями Подкумок и Белый Уголь. Бомба мощностью 5 кг в тротиловом эквиваленте, по предварительным данным, состоявшая из пары фугасов, была заложена под железнодорожное полотно напротив детского оздоровительного комплекса “Орленок” — бывшего пионерского лагеря. Здесь дорога уходит в ложбину и поворачивает. Лишь по счастливой случайности электричка не полетела под откос и осталась на рельсах. Кроме того, пострадавшие не могли сразу позвонить отсюда по мобильным и вызвать помощь, так как в низине телефоны не “ловят” сигнал.

Фугасы сработали в начале и в конце вагона. Соответственно, большинство пострадавших — те, кто стоял в тамбуре или сидел прямо около выхода. Среди жертв взрывов много молодежи. Так, одним из пострадавших оказался студент-первокурсник из Пятигорского государственного лингвистического университета. В среду, несмотря на сильный насморк, он, не слушая уговоров матери, собрался и поехал в университет. Сказал: “Неудобно — поступил, а на занятия не хожу”. Осколками бедняге оторвало обе ноги.

Студент Политехнического института Жора Аванесян считает, что ему повезло. Эпицентр взрыва оказался в двух отсеках от него. Ударной волной парня сбросило с обитых кожей деревянных сидений. От осколков его защитили как сами сиденья, так и железная печка, стоявшая под ними. Парень одним из первых бросился на помощь раненым и помогал выносить их из вагона.

Другого молодого человека, также студента этого вуза, спасло чудо. В Кисловодске он сел в 4-й вагон. Но на следующей станции Минутка, заметив знакомых девушек, зашедших в третий вагон, он предложил своим друзьям пересесть. Вместе они пошли вперед. Это их и спасло. Юноши отделались ушибами и гематомами.

Также повезло и студентке 2-го курса колледжа Института экономики и управления Кристине Бурын. Она села в шестой вагон, хотя подруги просили перейти в 4-й. Но девушка обещала занять места однокурсникам именно в последнем вагоне и поэтому осталась там. “Электричка отошла от станции Кисловодск с опозданием на одну-две минуты, — рассказывает Кристина. — Но это обычное дело. Для меня это должен был быть третий день занятий в колледже, после 11-го класса сюда зачисляют сразу на 2-й курс. От Подкумка мы отъехали вовремя. До Белого Угля, пожалуй, самый длинный перегон. Через пять минут прогремел взрыв. Это было очень страшно. Всех оглушило, и через окна в вагон налетела пыль с гарью. Четвертый и третий вагоны слетели с рельсов, но внешне оставались целы. После того как открылись двери, мужчины помогли мне спуститься. На попутке я с подругой добралась домой”.

Движение по железной дороге было прервано на два с лишним часа. Лишь к полудню его удалось частично восстановить по второму, не пострадавшему при взрыве пути.

Фамилии пятерых погибших сообщил министр здравоохранения Ставропольского края Сергей Вардосанидзе. Это Яна Фурманова 1985 г.р., Инна Мхеидзе 1985 г.р., Евгений Роян 1982 г.р., Владимир Молчанов 1988 г.р. (сын слесаря -электрика вагонного депо) и Денис Квачев, о котором известно лишь, что он работал бухгалтером в СИЗО города Пятигорска. У многих пострадавших сгорели документы. Например, тяжело ранен молодой глухонемой, у которого пропал паспорт. Его личность не установлена.

На месте на момент подписания номера все еще работали следователи ФСБ и милиции. По предварительным данным, задержан человек, который подозревается в причастности к теракту. Якобы он был контужен, травмирован осколками и пытался скрыться с места преступления. Но эту информацию еще предстоит проверить. Скорее всего преступник и привел в действие взрывное устройство с дистанционным управлением. По другой версии, террорист-камикадзе ехал в вагоне и взорвал бомбу на себе. Хотя это кажется маловероятным: едва ли в этом случае преступник выжил бы.

Могли ли в принципе бомбы попасть в вагон? В милиции с грустью говорят, что да. Министр внутренних дел Борис Грызлов уже вчера покритиковал транспортников в погонах, отметив, что теракт можно было предотвратить. Ведь железнодорожные пути, по идее, должны регулярно осматриваться. А если выяснится, что бомбу заложили в вагон ночью, когда электричка находилась в отстойнике на станции Минутка, для транспортной милиции это будет вообще позором. Старое правило — тщательный осмотр всех вагонов перед выходом на линию — на Кавказе давно зазубрили как “Отче наш”. Неисполнение этой инструкции даже не халатность, а преступление.

Версия же у спецслужб только одна — чеченский след. Вопрос только в том, распространится ли “рельсовая война” на другие регионы, в частности, на московский? И насколько готова столичная транспортная милиция к атаке террористов?

Как рассказал “МК” первый заместитель начальника Московского УВД на транспорте Дмитрий Шаробаров, уже три московских вокзала — Курский, Казанский, Павелецкий — оборудованы системами видеонаблюдения. Камеры расставлены так, что позволяют наблюдать платформы, залы ожидания, входы на вокзал и другие места массового скопления людей. Мониторы выведены в дежурную часть и в кабинет к начальнику вокзала.

Камера, как известно, движется. Если в ее “поле зрения” при одном повороте попадает неподвижный предмет, а потом она его фиксирует при втором и третьем повороте, система подает сигнал, и к “неопознанному предмету” направляется наряд для осмотра. Видеозаписи помогают и при раскрытии “обычных” преступлений. Например, на платформе произошла кража. Просматривается запись этого периода, и преступника можно увидеть и изобличить.

Сейчас камерами оборудуются Ярославский, Ленинградский и Белорусский вокзалы. При этом имеющихся камер все равно не хватает для стопроцентного обзора.

— На Казанском установлено 74 камеры, — говорит Дмитрий Шаробаров. — По-хорошему надо поставить еще столько же. Но это потребует увеличения штатов. Нужен будет специальный человек, который всю смену занимался бы только одним — следил за мониторами.

Всего этого пока сделать нельзя, и прежде всего по финансовым соображениям. Поезда дальнего следования, а тем более электрички, камерами в ближайшие годы тоже оборудовать никто не будет — дорого. Охраняются они по старинке, милицейскими нарядами.

Другое техническое чудо — “рамки”-металлоискатели — пытались было установить на Киевском вокзале, но они показали свою неэффективность, звенели на любой ключ и мелкую монету. Но у пассажиров поездов, следующих из Махачкалы, Назрани и других опасных направлений, милиция досматривает вещи, прежде чем выпускает в город. Кроме того, усилилась борьба с передачей посылок через проводников. За последний месяц были пойманы и сняты с маршрута две поездные бригады.

Кроме того, московская транспортная милиция недавно была оборудована фонолабораторией для борьбы с анонимными звонками о бомбах, заложенных на вокзалах. Все звонки записываются, и записи потом сличаются с “банком голосовых данных”. Это достаточно действенная мера. Ведь треть подобных звонков делают беспризорные, обитающие на вокзалах. Они уже имели приводы в милицию, где в свое время их голоса и были записаны. Сличение двух записей позволяет опознать хулигана.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”: ТЕРАКТЫ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

25 ИЮЛЯ 1996 Г. — взрыв в вагоне поезда №606 Астрахань — Волгоград, стоявшего на запасном пути в 200 м от Центрального вокзала Волгограда. Никто не пострадал.

12 АВГУСТА 1996 Г. — взрыв в том же поезде незадолго до прибытия в Волгоград. Пострадали 9 человек.

23 АПРЕЛЯ 1997 Г. — взрыв у билетных касс на вокзале Армавира. Погибли 3 человека, получили ранения 12.

26 АПРЕЛЯ 1997 Г. — взрыв на вокзале в Пятигорске. Погибли 2 и были ранены 22 человека.

27 ИЮНЯ 1997 Г. — взрыв в туалете пассажирского вагона поезда №24 Москва — Санкт-Петербург. Погибли 5 человек и 14 получили ранения.

27 ИЮЛЯ 1998 Г. — взрыв в электричке, стоявшей в ремонтном боксе вокзала Ростова-на-Дону. Погиб 1 человек и еще 1 получил тяжелые ранения.

6 ОКТЯБРЯ 2000 Г. — взрыв на перроне Пятигорского вокзала. Погибла 1 женщина, более 10 человек получили ранения.



Партнеры