Первоклассные магазины-2

12 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 203

Вряд ли вы удивитесь, если узнаете, что россияне очень уважают молоко — своим любимым напитком его признала почти треть граждан. Молоко охотно покупают и стар и млад, независимо от места проживания и уровня дохода. Вкусно, полезно и недорого. Впрочем, не уступают молоку в этих качествах кефир, творог, йогурты. Даже самые капризные школьники, отплевывающиеся от любой еды, с удовольствием едят на завтрак сливочные десерты и глазированные сырки.

Популярность молочных продуктов так велика, что мы решили разведать, как обстоят дела с их продажей в московских универсамах.

О качестве товаров, продающихся в супермаркетах, говорить не принято. Считается, что если магазин большой и чистый, продукты в нем должны быть свежие и вкусные. Но так ли это?

Не так давно торгинспекция проводила проверку столичных супермаркетов. И почти во всех обнаружила нарушения. Некоторые универсамы — фактически те же оптовые рынки, администрация которых не контролирует качество продаваемых товаров. Мало того что на прилавки попадают некачественные продукты, так еще магазины не соблюдают температурный режим хранения. Как показала проверка, в нескольких торговых сетях часть продуктов оказались просроченными. Но, по словам руководителя Московской торгинспекции Владимира Никитина, “после соответствующей работы недостатки были устранены”.

Нареканий у ревизоров не возникло только к “Перекрестку” и “Седьмому континенту”, что в общем-то объяснимо: в этих сетях есть собственные подразделения санитарной службы.

Впрочем, не обошлось в бочке меда без ложки дегтя. Во время похода по универсамам мы, к счастью, не обнаружили откровенно левых молочных продуктов. Но столкнулись вот с какой неприятностью: в “Седьмом континенте” нам попалось вологодское сливочное масло (стоимостью, между прочим, почти 40 рублей за 200-граммовую пачку), срок хранения которого приближался к критическому — оставалось всего 4 дня. В принципе нарушения магазин не совершает — формально масло годно к употреблению, но, с другой стороны, когда покупаешь продукты в супермаркете такого уровня, рассчитываешь, что они будут более свежими. Для верности я слегка отогнула упаковочную бумагу: так и есть, брусок покрыт желтоватым налетом. Такое же нехорошее масло обнаружилось и в “Рамсторе”.

С другими молочными продуктами — йогуртами, глазированными сырками, творогом, кефиром и молоком — в “южных” супермаркетах, где мы побывали, таких проблем не было. Видно, они в универсамах не залеживаются.

Теперь несколько слов об ассортименте. Во всех магазинах он весьма внушительный — на прилавках мы насчитали по 150—180 наименований молочных продуктов. Немалую часть составляют пудинги, муссы и прочие десерты, о которых еще десяток лет назад мы мало что знали. Цены на российские молочные продукты вполне приемлемы для большинства покупателей, импортная еда такого же качества и расфасовки стоит подороже. Это довольно странно, потому что наши продукты обычно натуральные, а в заграничных преобладает химия. Но — таковы особенности национальной экономики.

* * *

Итог промежуточной экспертизы супермаркетов (напомним, что для оценки мы используем методику, одобренную ведущим независимым исследовательским агентством ROMIR Monitoring): “Перекресток” — 88 баллов, “Седьмой континент” — 86 баллов, третье место занимает “Рамстор” — 71 балл, и у “Патэрсон” 66 баллов.



МЕЖДУ ТЕМ...

Как показало социологическое исследование, проведенное ROMIR Monitoring, к сметане россияне тоже неравнодушны (для 19% опрошенных это самый любимый молочный продукт). Любопытно, что повышенной популярностью сметана пользуется у мужчин и молодежи от 18 до 29 лет. Лидером среди кисломолочных напитков в России является кефир — его любят все без исключения. Среди потребителей творога преобладают женщины, а йогурт пользуется наибольшей популярностью у женщин и молодежи.

Кстати, москвичи потребляют молока поменьше, чем россияне (в столице его постоянно пьют 66% против 73% в среднем по стране). Зато кефира москвичи покупают почти в два раза больше (21% против 12%). Нередко в холодильнике столичного жителя можно обнаружить йогурты и молочные десерты (сельчане считают это шиком), а иногда — айран или кумыс (для маленьких городов и деревень это настоящая экзотика, не считая тех мест, где эти напитки являются национальным продуктом). Такая разница в структуре потребления, по-видимому, вызвана относительно высоким уровнем материального благосостояния жителей столицы, а также большой концентрацией в Москве и области молокозаводов.

Что касается места покупки молочных продуктов, то и в этом наш город отличается от всей России. В основном столичные жители отовариваются в обычных продовольственных магазинах (56%). Вторые по популярности — крупные супермаркеты (17%). Дальше идут мелкооптовые рынки (12%), киоски (8%) и специализированные молочные магазины (8%). И почти никогда москвичи не покупают сметану с творогом на сельхозрынках.





Партнеры