Сапоги-искрометы

— И это сапоги-скороходы? — удивляюсь я, надевая на ноги обувку на высоких штырях. Необычная металлическая конструкция напоминает аппарат для наращивания костей доктора Илизарова. К старту меня готовят, как пилота “Формулы-1”: два механика методично проверяют все крепления, не торопясь, заправляют “сапоги” бензином. Поправляю шлем и наколенники, а в голове стучит: “К черту эти испытания! Кто их знает, этих уфимских “Кулибиных”: ноги оторвет в этих “скороходах”, и останусь на всю жизнь инвалидом…”

Дают отмашку… Механик кричит “Прогрев!”, я машинально делаю шаг… Нестись по стадиону мне придется со скоростью 35 км в час.


Надавливаю стопой на металлическую подошву… От сознания, что под пяткой у меня в цилиндре мини-дизеля сейчас сожмется воздушно-топливная смесь, воспламенится и меня подбросит вверх, я топчусь на месте…

— Не бойся, ноги не сломаешь, новичкам мы даем нагрузку 350—400 кг на толчок, — подбадривают меня механики. — Держи курс к “тарзанке”, — показывают мне на дальний угол стадиона, где с перекладины свешивается резиновый жгут. — Чуть что — цепляйся.

Через несколько шагов раздается один глухой хлопок, другой… Из-под ног начинает валить сизый дым… Краем сознания отмечаю: “Горю... На каждой ноге у меня висит по двигателю внутреннего сгорания…” Инстинктивно пытаюсь сбросить “капканы” с ног. Не тут-то было!

— Пошла! — кричат мне над самым ухом.

Подстреленной козой, пронзительно вереща, я прыгаю одновременно вверх и вперед.

— Куда?.. По дорожке, по дорожке! — слышу крики за спиной.

Ничего не понимая, пулей несусь к песчаному косогору… В четыре гигантских прыжка оказываюсь на самом верху, сделав три шага — внизу. Перепрыгнув заграждения из резиновых покрышек, я скачу по луже и чудом оказываюсь на дорожке стадиона. Сделав круг, повисаю на спасительной “тарзанке”…

После трех минут сумасшедших скачек я понимаю, что значит “бежать впереди паровоза”. Почему-то вспоминается “Понедельник начинается в субботу” Стругацких. Самонадевающиеся ботинки профессора Выбегалло боялись пыли и сырости... “Железным сапогам” уфимцев, похоже, все нипочем.

“Скороходы”, которые конструкторы между собой именуют “Сайгаком”, перекочевывают к испытателю Марату. Без лишней суеты, сделав несколько разминочных шагов, он гигантскими — трехметровыми — скачками мчится по стадиону. “Пролетев” на прямых ногах несколько кругов, и изобразив пару-тройку пируэтов, он легко переходит на шаг, и, совершенно не запыхавшись, останавливается строго перед нами.

— “Сапоги” экономят до 70% энергии человека, затрачиваемой при беге. Месяц тренировок — и ты бы без особых усилий “шагала”, как Марат, — уверяют меня.

Разработчики усложнили мне задачу. Дабы репортер “МК” хватанул больше ощущений, меня “запустили” на экспериментальной модели, где просматривались и цилиндр камеры сгорания, и миниатюрный бачок с топливом, и вся электрика. На одном из оборонных предприятий в Челябинской области налажено промышленное производство простых и надежных “сапог-скороходов”, где все детали “запакованы” в кожаные чехлы и легчайшие материалы.

Разработчики считают, что скакать в “Сайгаках” скоро будут и спортсмены, и геологи, и почтальоны, и чабаны.

Моторизованный кирзач

Идея создания необычной обувки пришла в голову двум студентам Уфимского авиационного института еще в 73-м году. На летних военных сборах под Волгоградом им нередко приходилось бегать по степи изматывающие кроссы. Вечерком у костра, мечтая о “сапогах-скороходах”, студенты на песке начертили обгоревшим поленом схему, потом перенесли ее на бумагу… В начале учебного года показали эскизы своему научному руководителю Борису Петровичу Рудому, который в ту пору был молодым специалистом. Для одного из студентов — Виктора Гордеева — сапоги-скороходы стали темой дипломного проекта. Вскоре появился и опытный образец.

Борис Рудой, возглавляющий ныне в Уфимском авиационном университете кафедру “Двигатели внутреннего сгорания”, как реликвию хранит тот первый образец скороходов.

Мне стоит большого труда поднять громоздкую конструкцию, состоящую из кирзового сапога 43-го размера, к которому ремнями пристегнут двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Сапожок тянет на добрых 10 кг. Конечно, в этих “капканах” скакать было нельзя. Только масса каждого из двух двигателей на первом образце составляла по 2,4 кг. Опытные экземпляры были рабочими только в теории.

Над следующими образцами скороходов работало не одно поколение студентов и аспирантов. Вскоре появился образец, который весил в два раза меньше — 5 кг. Обувкой с микродвигателями, работающими от топлива для авиамодельного моторчика, заинтересовался побывавший в институте министр авиационной промышленности. “Силаев спросил нас: “Военные о ваших разработках знают?” — рассказывает профессор Рудой. — Мы показывали наши образцы в НИИ воздушно-десантных войск полковнику, который курирует новую технику. Силаев сказал как отрезал: “Нашел к кому обращаться — к клерку, ему же ничего не надо… Я сам доложу Устинову”. Вскоре нас вызвали в Москву. В демонстрационном зале собралось генералов сорок — не меньше. Я объяснил принцип действия скороходов: когда человек наступает на подошву, происходит сжатие и самовоспламенение воздушно-топливной смеси. Образующиеся в ходе сгорания топлива газы толкают прикрепленную к подошве пластину, в результате чего человек совершает прыжок на 30—35 см в высоту и примерно на 3 м в длину. Для испытаний военные привели одного майора — мастера спорта по лыжному спорту. Он сапоги надел, а вот бежать в них отказался — испугался. Генералы задали нам лишь один вопрос: “А можно ли их быстро снять?” Было принято решение изготовить для Сухопутных войск экспериментальную партию из 50 пар. Но случился развал Советского Союза и экономический кризис. Разработки по чудо-сапогам засекретили, а потом про них просто забыли.



Первыми о русском чуде пронюхали иностранцы

А в Уфе тем временем продолжали совершенствовать скороходы. Чтобы уменьшить их вес на каждые десять граммов, потребовались долгие месяцы напряженной работы. Разработки породили целую серию уникального ударного инструмента. На базе “Сайгака” был разработан совершенно новый тип отбойного молотка. Принцип работы у него был точно такой же, как у сапог-скороходов. “Побочная работа” ученых помогла создать электрогенератор, устройство для забивания костылей при монтаже железнодорожных рельсов… Около 80% выпускников Уфимского авиационного университета получили авторские свидетельства.

Сейчас выпущены скороходы 4 размеров: рассчитанные на вес человека до 40, 50, 70 и 90 кг. Цена “устройства моторизации бега” пока достаточно велика — около 1,5 тыс. долларов. Чтобы уменьшить вес чудо-обувки до 1,2 кг, их изготовили почти из космических сплавов: титана, высокопрочных алюминиевых композитов, магниевых сплавов. “Сердце” скороходов — принципиально новый двигатель с вязкоупругим поршнем. Чтобы пролететь в сапогах 20 км, достаточно заправить их 100 г бензина.

О русском изобретении уже пронюхали за границей и тут же сделали в “Эко-Мотор” заказы. Первые партии сапог-скороходов отправятся в Голландию, США, Южную Корею... Как только будет налажен массовый выпуск, стоимость одного комплекта будет снижена до 200 долларов.

Канадцы планируют использовать скороходы для передвижения инвалидов, у которых нет стопы или части голени. Американцы хотят закупить чудо-обувку для тренировок своих велосипедистов. Корейцы планируют устроить со скороходами аттракцион.

А профессор Рудой с учениками в скором времени сделает скороходы на поплавках. В чудо-ботинках можно будет бегать прямо по воде. Я уже придумала название для следующего репортажа — “Бегущая по волнам”.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру