“ГАЗ” взорвал Магас

На юге России опять взрыв. Традиционное оружие смертников — “КамАЗ” в этом случае заменил “ГАЗ-53”. Объект теракта — здание Управления ФСБ по Ингушетии в новой столице — городе Магас. Напомним, что в пятницу взрывное устройство было обнаружено возле резиденции президента республики в Назрани. Значит, то была репетиция...

Взрыв прогремел вчера в 11.55. По первым сообщениям, погибло 4 человека, трое из них были ранены и скончались в клинической больнице Назрани. Пока удалось идентифицировать только замначальника УФСБ России по Чеченской республике Михаила Сафонова. Еще одного погибшего, личность которого пока не установлена, нашли в легковом автомобиле, припаркованном неподалеку от центра взрыва. Всего было эвакуировано около 40 раненых. На месте взрыва образовалась воронка диаметром три метра.

Зданию нанесен серьезный ущерб, но стены и перекрытия устояли. Взрыв снес крышу и частично разрушил некоторые конструкции. Пострадало и расположенное рядом здание казначейства. В администрации президента республики вылетели стекла.

Сначала сообщалось, что взрывное устройство находилось в автомашине на стоянке у здания Управления ФСБ, что в 150 метрах от президентского дворца. Но по версии ЦОС ФСБ, начиненный взрывчаткой “ГАЗ-53” на большой скорости двигался через пустырь к зданию и взлетел на воздух в 15 метрах от него. К месту происшествия были стянуты все оперативные службы города. Прибыл прокурор Ингушетии Магомет Белхороев. Из столицы Северной Осетии приехала оперативно-следственная группа ФСБ РФ.

Раненых эвакуируют в военный госпиталь во Владикавказе (30 км от Магаса). Их общее число уточняется. Всего в здании находилось, по предварительным данным, не менее 100 человек.

Стоит вспомнить, что “город солнца” Магас стал столицей Ингушетии не так давно. Большинство зданий здесь новые. Это относится и к 4-этажному зданию республиканского УФСБ, открытому только в июле. Несомненно, теракт кроме всего прочего — плевок в сторону президента республики Мурата Зязикова, бывшего генерала ФСБ.

Ингушетия давно привыкла к терактам, но, похоже, ее силовые структуры не сделали никаких выводов. Ситуация усложняется и из-за большого количества чеченских беженцев, чьи лагеря уже четыре года стоят под Магасом. Говорят, среди беженцев периодически отсиживаются боевики. Есть у них поддержка и в среде местных жителей. Тем более что на территории Чечни уже несколько лет действует полевой командир-ингуш с позывным “Магас”.

По факту взрыва возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: 205-й — терроризм и 105-й — умышленное убийство. По просьбе “МК” ситуацию прокомментировали эксперты.

Юрий БЕСПАЛОВ, ветеран спецподразделения КГБ СССР “Вымпел”, полковник:

— Желающих поквитаться с ингушской ФСБ более чем достаточно. Ведь ее сотрудники занимаются уголовными делами, связанными с торговлей наркотиками, оружием, похищением людей. Поэтому я бы не исключал и уголовно-криминальный подтекст теракта в Магасе. Но первым делом надо разрабатывать “чеченский след”. Уж очень схожи сценарии последних терактов — грузовик, “по уши” начиненный взрывчаткой, “удачно” подобранное место и время взрыва. В понедельник утренние совещания, как правило, затягиваются, и на них собирается весь аппарат. Организаторы взрыва, несомненно, знали об этом. Вывод: работали не новички. Судя по почерку, я бы предположил, что этих людей обучали где-то в горной Чечне, инструкторы — арабы, афганцы или пакистанцы. Если еще и выяснится, что в кабине сидел камикадзе, “чеченская” версия зазвучит наиболее убедительно — Шамиль Басаев давно похваляется, что у него под рукой целый батальон смертниц.

В воскресенье показывали телерепортаж из Чечни: идет концерт, к площадке едет грузовик, и охранники моментально блокируют его. Выглядело убедительно. Но то Чечня, где к взрывам уже привыкли и подозрительные машины шерстят каждый день. В Ингушетии на грузовики милиция пока не реагирует. Террористы учли и этот фактор. Машину они наверняка перекупили или взяли в аренду через третьи руки.

Владимир ПОСТНОВ, директор фирмы по утилизации боеприпасов “Форпост”, считает, что существуют тысячи дешевых и, самое главное, легальных способов получения большой массы взрывного вещества. Один из самых распространенных — смешать обычную аммиачную селитру (ее используют как удобрение) и дизельное топливо. А чтобы привести взрывчатку в действие, нужен инициатор взрыва, в качестве которого, как правило, используют противотанковую или противопехотную мину. Как она попадает в руки террористов — отдельный разговор. Но в большинстве случаев след ведет к военным, которые выносят боеприпасы со складов и продают. В частности, взрывы домов в дагестанском Буйнакске, как выяснило следствие, могли организовать с помощью похищенных в 131-й бригаде боеприпасов. В Ингушетии тоже немало воинских складов, а Чечня, где боеприпасы вообще не поддаются счету, по соседству.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру