Наши не наши

Казалось бы, только в ночном кошмаре можно увидеть такое: чья-то злая воля вычеркнула тебя из списков живущих и когда-либо живших. Ты — никто, и звать тебя — никак. Родные не узнают, у сослуживцев глаза пустые и безразличные, во всех возможных компьютерных базах данных информация о тебе стерта...

Благодаря новому закону о гражданстве, написанному в Администрации Президента, принятому парламентом и освященному именем Владимира Путина, многие россияне оказались в кошмарной ситуации наяву.


Мы хотим поговорить о тех, кого вступивший в силу 1 июля 2002 года закон толкает в пропасть. Тех, кого государство 10 лет считало своими гражданами, а теперь вдруг говорит им: нет, вы чужие, “иностранцы”.


Что было?

По старому закону те, кто попал в Россию до 6 февраля 1992 года, получали здесь вкладыши в советский паспорт о российском гражданстве автоматом: пришел, прописку показал, получил. Те, кто приехал позднее, должны были бы подавать заявления на получение гражданства. Но в администрации Ельцина решили процедуру упростить и приказали МИДу ставить штампы или давать вкладыши в советские паспорта тем, кто жил на территории СНГ и обратился “за гражданством” в наше консульство. Сотни тысяч людей, в подавляющем большинстве русские, были убеждены, что этот штамп или вкладыш и есть российское гражданство. Они по многу лет совершенно легально жили и работали в России, и им в голову не приходило, что они — не граждане. Объяснили им это лишь сейчас, при попытке обменять старые паспорта на новые, российские. Вкладыш, полученный в российском консульстве на территории стран СНГ, — просто бумажка, говорят в МВД. Доказательством “российскости” теперь считается лишь наличие в паспорте ПОСТОЯННОЙ прописки на территории РФ на 6 февраля 1992 года — это написано в Указе президента о порядке применения нового Закона о гражданстве и вышедших на его основе инструкциях МВД. Причем в эту ловушку угодили даже люди, никогда не покидавшие пределов России, но в силу каких-то причин не имевшие постоянного места жительства на роковую дату. У них тоже проблемы с получением нового паспорта...

Нормальной жизни им всем осталось три с половиной месяца, до Нового года. С 1 января 2004 года паспорта образца 1974 года на территории России будут недействительны.


Сколько таких несчастных, вдруг обнаруживших, что они — никто и звать их — никак?

10 марта 2003 года на пресс-конференции в Москве начальник Управления Президента РФ по вопросам гражданства Владимир Шумов заявил: “В настоящее время в России проживает около 1,5 миллиона человек с паспортами гражданина СССР. Они заблуждаются, что на сегодняшний момент являются гражданами России. Им в соответствии с законом необходимо получить национальные паспорта на своей родине, а потом вид на жительство в России”. В своем Послании Федеральному собранию 16 мая 2003 года президент Путин признал: “Более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации”.

“Напрасно думают, что являются гражданами России”, — сказал г-н Шумов. Редкостный цинизм ситуации в том, что само российское государство думало, что они — его граждане. Ведь если бы они были иностранцами и незаконно проживали на территории России, как теперь вдруг оказалось, то не имели бы права участвовать в выборах во все органы власти, быть госслужащими, работать на объектах, связанных с обеспечением безопасности, служить в армии. Но эти люди, как показывает опыт, и в армии служили, и на избирательные участки ходили, выбирая президента и депутатов, которые потом, плохо и не о том подумав, порушили их и без того непростую жизнь...

Превратившись вдруг в иностранцев, теперь они лишаются всех вышеперечисленных прав. И пенсии им платить не будут (пока, до Нового года, платят). И с медицинским обслуживанием проблемы возникнут.


Что же делать?

В принципе можно было бы даже и не править Закон о гражданстве, а лишь изменить инструкцию МВД, заставив признать вкладыши, выданные в странах СНГ. Но у многих их просто разорвали ретивые сотрудники милиции. Так что лучше все же внести поправки в закон, тем более что там много чего нужно поправить.

А для этого нужно политическое решение. И принять его должен президент. Потому что все написанные и внесенные депутатами законопроекты, направленные на гуманизацию Закона о гражданстве, наталкивались на ожесточенное сопротивление Кремля и успешно проваливались послушными ему центристами.

Наверное, впервые президент понял, что за закон принят за его подписью, когда в реальности столкнулся с жертвой его исполнения. У всех на памяти сюжет из телеобщения президента с народом, когда вдруг выяснилось, что служащий на границе капитан, Герой России — вовсе не гражданин РФ. Дабы исправить абсурдную ситуацию, Путину пришлось принимать военного в Кремле и торжественно награждать его... гражданством. Но весь “облапошенный миллион” в Кремле не примешь. Так в выступлении главы государства перед депутатами появились слова: “Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их более прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить... Давайте подумаем и внесем соответствующие коррективы”. Представитель президента в нижней палате парламента обещал особо нетерпеливым депутатам: подождите, в середине июня, думаю, закон президент внесет. Но уже середина сентября, а закон в Думу так и не поступил. Ничего не изменилось и в инструкциях МВД...

Все это время по Думе гуляли черновые варианты законопроектов, нелегально, шпионскими методами получаемые из Администрации Президента. Из них следовало, что власть намерена облегчить получение гражданства тем, кто готов служить в Российской армии по контракту, и несчастным владельцам вкладышей: те, кто родился на территории России и вернулся в Россию до 1 января 2002 года, будут признаны гражданами без соблюдения каких-то там сроков.

9 сентября депутаты, озабоченные выборами (а гражданство — очень болезненная тема для многих россиян и их родственников), обратились к президенту с просьбой внести наконец законопроект. Представитель президента в Думе на этот раз ничего не обещал, благоразумно промолчав. Почему так тянут? Борис Надеждин, член Комитета Госдумы по госстроительству, считает, что виной всему “сплетение двух мощных интересов. Первый — глубокое убеждение отвечающего в Администрации Президента за миграционную политику Виктора Иванова в том, что в страну хотят попасть только плохие люди, террористы, шпионы, бандиты. А второй интерес — могучее желание трудящихся ОВИРов брать бабки. Замысел существующего закона гениальный: просто и честно никто не может получить гражданство. Я ходил в ОВИРы, стоял в этих очередях. Типичный разговор: мать с кучей детей, русская, беременная, а ей говорят: “Соберите 25 справок, вернитесь в свой Казахстан, поживите там, получите справки, потом приезжайте. Но на всякий случай вот вам телефончик, там есть фирма, она вам поможет...” Средняя величина стоимости такого рода услуг, как можно судить по письмам, от 1000 долларов...

Они говорили и говорят, что новый закон призван бороться с нелегальной миграцией. На самом деле он делает легальных мигрантов нелегальными. И это — в стране, где убыль населения приобрела угрожающие размеры. Только за последние полгода мы недосчитались почти полумиллиона — если верить данным переписи населения и сводкам Госкомстата.


Письма приходят каждый день. В газету, в Думу, наверняка — президенту. Люди описывают свою жизнь и требуют ответа: кто виноват в том абсурде, в котором они вынуждены жить? И — что делать? Мы попросили ответить на их справедливые вопросы тех, кто имеет непосредственное отношение к новому Закону о гражданстве, — Управление Президента РФ по вопросам гражданства. Но даже после их объяснений осталась масса вопросов, так что без комментариев не обойтись.


Тетерева Н.Н., Москва:

“Моя тетя Грехова Т.Е., 1925 года рождения, — инвалид. Проживала в Баку. В 1990 году бежала от погромов в Москву. В 1990 году Моссовет принял положительное решение о ее прописке, но из-за бюрократических проволочек прописали ее только в апреле 1992 года Но гражданином России считается тот, кто имел российскую прописку до февраля 1992 г. Без гражданства ей отказывают в бесплатной медицинской помощи (у нее онкозаболевание, недавно перенесла инфаркт), а также обещали снизить размер пенсии с 2003 г.”.


Поскольку тетя Тетеревой с 1990 года проживает в г. Москве, скорее всего она является лицом без гражданства. Для получения вида на жительство лицам без гражданства необходимо обратиться в органы внутренних дел. После получения вида на жительство она вправе пользоваться социальной поддержкой наравне с гражданами Российской Федерации, а ее заявление о предоставлении российского гражданства будет рассмотрено в упрощенном порядке на основании статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”.


Белогурова В.В., г. Острогожск Воронежской области:

“Военнослужащие, русские, вынужденные переселенцы из Баку. В 1993 году мы продали квартиру в Азербайджане и приехали в Воронежскую область. Оформили российское гражданство. Но сын, вернувшись после службы в Российской армии, не оформил гражданство, так как это отнимает много времени, а нужно было зарабатывать на жизнь. Теперь выяснилось, что необходимо оформлять все документы через азербайджанское посольство. Справка о том, что не являешься гражданином Азербайджана, стоит $140. Денег нет. Кроме того, говорят, что военкомат г. Воронежа должен сделать запрос о том, что сын не состоит на воинском учете в Баку. В паспортном столе Воронежа же сказали, что сын не является гражданином России: “Пусть оформляет заграничный паспорт или будет бомжом”.


Сыну заявительницы Белогуровой и другим военнослужащим, оказавшимся в таком же положении, следует обращаться в военкоматы по месту жительства, на которые указаниями Минобороны России от 31.12.2002 г. возложена функция по приему и оформлению заявлений о приобретении гражданства в соответствии с методическими рекомендациями по документированию военнослужащих (в т.ч. проходивших службу по призыву), утвержденными Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации от 24.12.2002 г.


Комментарий “МК”

Сразу возникает вопрос: почему военкоматы, на которые возложена такая функция, автоматически не дают гражданство тем людям, которых призывают на службу в ряды Российской армии?


Исеева Лиля, г. Жигулевск Самарской области:

“Я родилась в Узбекистане, по национальности — татарка. У меня двое детей. С 1993 года живу в России, но российского гражданства не оформляла. В 2001 году вышла замуж за гражданина России и уехала с ним в Жигулевск. В 2003 году муж умер. Я снимаю квартиру в Жигулевске, работаю на рынке, старший ребенок ходит в школу. Получила разрешение мэра Жигулевска на право жить в городе, но не могу получить гражданство, так как в паспортно-визовой службе Жигулевска сначала постоянно требовали кучу справок, а затем, когда я их собрала, прислали документы обратно, заявив, что мой доход недостаточен. Как же они могут знать, каков мой доход, если я не плачу налоги, поскольку не имею гражданства?”


В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ №1325 от 14.11.2002 года, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие приобрести гражданство России, вместе с заявлением о приеме представляют вид на жительство на территории РФ, а также другие документы, в том числе подтверждающие законность источника средств существования. Иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность на территории Российской Федерации, так же как и российские граждане, обязаны зарегистрироваться в налоговых органах и платить установленные налоги.


Комментарий “МК”

Остается открытым вопрос: если доход членов семьи гражданина России после его смерти становится “недостаточным”, означает ли это, что его вдову и детей надо депортировать из страны как нахлебников? Ведь если они не имеют права на получение гражданства по причине недостаточности дохода, значит, обречены жить здесь нелегально.


Римма Леонтьевна Д. (фамилию просит не упоминать), г. Истра Московской области:

“Родилась в Пензенской области. В 1957 году я закончила Саратовский университет и по распределению поехала работать в Казахстан. Вышла замуж. Прожили там 40 лет (Байконур, Приаралье, Эльба-5). Но казахское гражданство не оформляли. Дети закончили московские вузы и жили в Москве. Сама я уехала в Россию в 1996 году, купили квартиру в Истре. Но когда в августе 2002-го сдали документы на получение нового паспорта, узнали, что теперь нужно получить в казахском посольстве отказ от гражданства, а потом получать вид на жительство. Но ведь мы получаем российскую пенсию, участвовали в выборах, и постоянная прописка у нас есть...”


Учитывая, что Д. прибыла на жительство в Российскую Федерацию из Казахстана в 1996 году, вероятнее всего, она является гражданкой Казахстана (закон о гражданстве Республики Казахстан был принят в 1991 году). Для таких, как Д., получение российского гражданства упрощено. Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан заключено соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства. В соответствии с соглашением лица, оформившие постоянное проживание на территории Российской Федерации (получившие вид на жительство), имеют право сразу же обратиться с заявлением о приеме в гражданство России без учета определенного Федеральным законом срока постоянного проживания.

Если же Д. и ее муж не имеют гражданства Республики Казахстан, как это написано в заявлении, им необходимо обратиться в органы внутренних дел по месту жительства в России для получения вида на жительство для лиц без гражданства. Применительно к тем, кто в течение длительного времени проживает в России и имеет регистрацию места жительства не менее одного года, установлен упрощенный порядок получения вида на жительство без процедуры получения разрешения на временное проживание (приказ МВД России от 14.04.2003 г. №250). После этого их заявления о приеме в гражданство Российской Федерации будут рассмотрены в упрощенном порядке.


Комментарий “МК”

За кадром осталась одна любопытная деталь. До вступления в силу нового закона г-жа Д. считалась полноценной гражданкой и участвовала в выборах. Поскольку теперь вдруг выяснилось, что она гражданка “фальшивая”, это означает, что и сами выборы, в которых она участвовала (и не только она, таких “фальшивых граждан” — около миллиона) могут быть признаны недействительными. Во всяком случае есть хороший повод оспорить их результаты в суде.


Косоян Михаил Адэнамович, с. Урусово Кимовского р-на Тульской области:

“Родился в 1930 г. в Грузии. В 1994 году переехал в Россию, в село Урусово Тульской области. Купил дом, получаю пенсию. Дети, переехавшие в Россию раньше, без проблем получили российское гражданство. Но когда я пошел менять паспорт, мне сказали, что нужны свидетельство о рождении и справка из грузинского посольства о том, что я не гражданин Грузии. В посольстве Грузии мне объяснили, что раз я так долго живу в России, то мне обязаны дать российское гражданство. Но не дают, и в паспортном столе ничего не объясняют — сами не знают. А без нового паспорта я не могу навестить детей, которые живут в Грузии и в Латвии”.


Лица, которые ранее не обращались с просьбами о предоставлении российского гражданства, приобретают его в соответствии с требованиями нового федерального закона, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. Если Косоян не имеет гражданства Грузии, то он имеет право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Для подтверждения отсутствия гражданства ему следует обратиться в посольство Грузии в РФ за документом, подтверждающим отсутствие такового. После этого он должен получить вид на жительство для лица без гражданства, который будет удостоверять его личность, и он сможет посещать своих родственников, проживающих за границей.


Комментарий “МК”

Само понятие “вид на жительство” появилось в российском законодательстве летом 2002 года, после принятия Закона “О правовом положении иностранных граждан”. На тот момент лишь около 1% иностранцев, постоянно живущих в России, имели такой статус, причем в основном это были приехавшие в Россию еще в советские времена. После принятия новых законов о гражданстве и правовом положении иностранных граждан объем работы ОВИРов резко возрос. Но, судя по всему, в МВД даже не подумали увеличить число сотрудников, работающих с “иностранцами”. В ОВИРе 60-тысячного районного центра Тверской области как работал на этом участке один инспектор, так и работает. Принимает она четыре раза в неделю по три-четыре часа в день, и к ней выстраивается очередь из желающих получить гражданство, вид на жительство, разрешение на временное проживание (его надо продлевать раз в три месяца). Очередь выстраивается с пяти-шести утра. Иногда обезумевшие, потратившие на стояние в очередях два-три дня люди теряют человеческий облик. Вот в такие ОВИРы (а этот — не исключение из правил, а правило) отправляет своих граждан дорогое их государство.


Колодяжная Надежда Дмитриевна, г. Коломна Московской области:

“Русская, жила в Киргизии. Я — военнослужащая. Муж — тоже военный. Гражданство Киргизии мы никогда не принимали. В 1989 году муж вышел на пенсию и встал в очередь на квартиру в Коломне Московской области. В 1993 году получили квартиру, прописались. Написали заявление на получение российского гражданства. Получили вкладыш в паспорт о российском гражданстве. Но когда пошли менять паспорт, нам сказали, что, поскольку мы приехали из Киргизии уже после распада СССР, вкладыш в паспорт недействителен, и изъяли его. Мне начальник паспортного стола сказал, что у меня нет даже вида на жительство. А муж новый паспорт получил, гражданство РФ у него есть. Но ведь на основании прежнего Закона “О гражданстве” я имею полное право стать гражданкой России. А мне говорят, что закон устарел, а нового нет...”


На основании статьи 13 Закона “О гражданстве Российской Федерации” от 1991 года российскими гражданами признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на 6 февраля 1992 года. Исходя из обстоятельств, сообщенных в обращении, Колодяжная под эту норму не подпадает. Но в связи с тем, что она узнала о необоснованности выдачи ей вкладыша в паспорт с отметкой о принадлежности к российскому гражданству только в 2003 году, когда в силу уже вступил Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31.05.2002, она была лишена возможности приобрести ранее гражданство Российской Федерации в порядке регистрации в соответствии с пунктом “а” статьи 18 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”. Поэтому Колодяжная вправе обратиться в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ с заявлением о восстановлении ей срока подачи заявления о приобретении гражданства в порядке регистрации, пропущенного по уважительной причине. После принятия решения по существу указанного заявления комиссией в органы внутренних дел будет направлено соответствующее указание по исполнению данного решения.


Комментарий “МК”

“Необоснованной” выдача вкладыша стала лишь после вступления в силу нового закона. А получали их граждане в странах СНГ вполне обоснованно, на основании существующих документов МИДа и правительства. Иначе получается, что все наши консульства занимались подделкой документов. Возникает другой вопрос: насколько обоснованно сотрудники ОВИРов вырывают эти листки из паспортов советского образца и пытаются запугать людей, обещая привлечь их к ответственности за “фальшивки”?

КОММЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА

Следует признать, что в федеральном законе не в полной мере учтены проблемы отдельных категорий лиц, о чем говорил Президент России в Послании к Федеральному собранию, и он требует корректировки. “Страсти” по новому Закону о гражданстве не утихают до сих пор. Годичный стаж действия федерального Закона о гражданстве показал, что в совокупности с требованиями других нормативных правовых актов проблемы с гражданством не всегда решаются должным образом и не так скоро, как хотелось бы. Дополнительная напряженность в этой ситуации создалась в результате завершающегося в этом году процесса замены паспортов граждан СССР образца 1974 года на паспорта граждан России, в ходе которого выявилось значительное число лиц, которые считали себя российскими гражданами, но фактически ими не являлись. Причинами такого явления, как правило, служат правовая неграмотность самих граждан, а также недостаточная информация со стороны компетентных в области гражданства государственных органов.



КОММЕНТАРИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Граждане, которых теперь признали лишними, все эти годы были включены в списки избирателей. В декабре у нас выборы в Госдуму, в марте следующего года — президента. Значит, на выборах главы государства мы недосчитаемся полутора миллионов имеющих право голоса? А кто их будет вычищать из списков?.. Мы обратились за комментарием в ЦИК, и вот что нам ответил Василий ВОЛКОВ, член Центральной избирательной комиссии:

“Эта проблема действительно очень важная и серьезная, но ее решение зависит в основном от МВД и МИДа. При этом времени у нас остается немного — до 1 января 2004 года. Пока же дело обстоит таким образом.

Люди, считающие себя российскими гражданами, которые, однако, не имели российской прописки на 6 февраля 1992 года, смогут принять участие в выборах депутатов Государственной думы. Поскольку срок действия старых паспортов истекает только 1 января 2004 года, а парламентские выборы назначены на 7 декабря 2003 года, проблем возникнуть не должно.

Однако после 1 января ситуация поменяется. Если попавший в такую сложную ситуацию человек не успеет решить проблем со своим гражданством, он не сможет попасть в списки избирателей. Списки составляются органами местной власти по данным, предоставленным в том числе и паспортными службами милиции. Ну а поскольку человек лишился гражданства, избирателем он быть явно не может. Так что к президентским выборам в марте 2004 года списки избирателей должны быть пересмотрены.”

Личный опыт показывает, что умершие лет 5—8 назад родственники до сих пор считаются в списках избирателей живыми, и бюллетени на них избиркомы получают. Как интересно можно при определенных обстоятельствах использовать бюллетени тех, кто не явился на участки, догадывается любой знакомый с российскими реалиями. А насчет баз МВД... Совсем недавно при регистрации кандидатов на пост губернатора Петербурга выяснилось, что в милицейских документах почти столичного города реально существующие люди отсутствуют, а живые почему-то числятся умершими...



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру