Вкладчики вне закона

Еще в 1993 году тогдашний президент приказал правительству в месячный срок разработать проект Закона о гарантировании вкладов. С тех пор минуло больше десяти лет, обманутые вкладчики расплодились, а закон все еще бродит по властным коридорам. Завтра его будут рассматривать в первом чтении на заседании Госдумы.


Неужели нашим гражданам так никто и не поможет вернуть свои деньги? Этот вопрос мы задали зампреду банковского комитета Госдумы Павлу МЕДВЕДЕВУ.

— Как правило, если банк банкротится, вернуть свои деньги можно лишь года через два. Законодательство требует розыска всех средств. Значит вкладчику приходится ждать полной ликвидации финансового учреждения. Естественно, некоторые люди физически не доживают до этого счастливого момента...

Правда, сейчас, после принятия поправок к прежнему Закону о банкротстве, появилась процедура предварительных выплат. Первые деньги со счетов фонда обязательного резервирования Центробанка и с корсчетов в других финансово-кредитных учреждений довольно быстро попадают к людям. Но рассчитывать на моментальный возврат даже небольшой суммы человек не может. Закона нет.

В Америке, например, шутят: если банк обанкротился в пятницу, вам не повезло — придется ждать получения денег до понедельника. В России такое пока невозможно, но законопроект предполагает отдавать деньги довольно быстро. На 17-й день.

— Раньше принятию закона мешала проблема Сбербанка?

— Действительно, по Закону о страховании вкладов с 1 января 2007 года вкладчики этого банка лишаются госгарантий и переходят на страхование по новым правилам. То есть если у человека хранится в банке 20 тысяч рублей, то он получает 100%. Если есть еще 100 тысяч — то 75% суммы. Сбербанку закон не должен нравиться. Его вкладчики имеют 100-процентную госгарантию. И им такая страховка не нужна. Новый закон принципиально улучшает положение людей, которые хранят деньги в банках, где вообще нет никакой страховки. Однако платой за это не должно стать ухудшение положения вкладчиков Сбербанка. В банковском комитете Госдумы договорились не привязывать присоединение этого банка к общей страховой системе к конкретной дате. А подождать момента, когда отечественные банки окрепнут и смогут на равных работать на финансовом рынке. Впрочем, это не означает, что Сбербанк не будет отчислять деньги в страховую систему. Он будет платить с первого дня, но его деньги попадут на особый счет.

— Значит перспектива у законопроекта есть?

— Закон принимался каждой Думой. В первый раз на уже принятый депутатами документ наложил вето Совет Федерации. Вторая Дума преодолела его. Но президент отклонил закон опять. Второе вето преодолевать уже нельзя. Пришлось начинать сначала... Однако к 2003-му ситуация сильно изменилась. В 1993 году 3500 руководителей банков были почти поголовно против него. Теперь в стране — всего 1300 банков. Да и банки стали другими. У них появились долгосрочные интересы, а значит, и заинтересованность в Законе о страховании вкладов. У меня есть ощущение, что сейчас нет принципиальных противников введения в стране системы страхования вкладов граждан. Есть политическая воля и у правительства. Если она сохранится до выборов, то у нынешней Думы времени на принятие закона хватит.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру