Кино — в кармане?!

22 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 631

Полумрак кинотеатра. Хруст попкорна вперемежку с поцелуйчиками. Финальные кадры. И — на весь зал — возмущенный женский голос:

— Ну и кто мне вернет деньги?!

Фильм обещал быть как минимум не скучным — известный режиссер, хорошие актеры, нехилый бюджет. Рецензии в журналах опять же благоприятные, “нарезка” в кинотеатрах задиристая. А настроение после просмотра — ниже ватерлинии, того и гляди накатит огромной волной депрессия и утащит за собой в непроглядную бездну...

Цена билета в кино должна зависеть от качества фильма — первыми до этого додумались англичане. Британская авиакомпания easyJet, прославившаяся самыми низкими ценами на авиаперевозки, готовится к открытию собственных кинотеатров. Принцип тот же, что и в небе, — халява, сэр. Если билет в киношку купить заранее, например за месяц, то он обойдется всего лишь в 20 пенсов. Впрочем, если фильм будет пользоваться бешеным успехом, то его цена поднимется до стандартной.

Наши люди пошли еще дальше. Впервые в Москве был проведен уникальный эксперимент среди самых обычных зрителей самого обычного кинотеатра. На входе в зал каждому посетителю выдавали конверт с 50 рублями и предлагали оценить увиденный фильм в денежном эквиваленте.

Технология проста: в случае если фильм понравился — доложить в конверт сумму в пределах 50 рублей, а если не пришелся по душе — с чистой совестью забрать деньги из конверта себе. При этом не обязательно доплачивать (или оставлять) всю сумму целиком. Считаешь, что просмотренная лента — полное фуфло и больше пятерки не стоит, оставшиеся 45 рэ — твои. После “сборов” всех конвертов и сведения дебета с кредитом и ставится зрительская — рублевая — оценка фильму.

Конечно, кто-то должен быть первым. И в нелегком деле просмотра только что вышедшего в прокат блокбастера или мелодрамы в том числе. Следующим будет проще: на основании оценок “первопроходцев” будет составлен денежный индекс, в полной мере отражающий картину зрительских симпатий по отношению к увиденному.

— Индекс строится не на основании “голословных” заявлений, а подкрепляется реальными действиями зрителей — ведь деньгами они распоряжаются по собственному усмотрению, голосуют не сердцем, а рублем. Именно поэтому их мнения — взвешенные и ответственные, а итоговая информация приобретает особую ценность, — говорит Александр Долгин, организатор необычного эксперимента, профессор кафедры “Прагматика культуры” Высшей школы экономики.

По данным британской компании Media Group, мировые сборы кинотеатров составляют сейчас 20 млрд. долларов в год. А еще через семь лет они будут на 30 процентов больше. Как уверяют аналитики кинорынка, лидером по киносборам станет именно Россия. За счет открытия новых кинотеатров и увеличения числа зрителей доля нашей страны увеличится на 44,5 процента.

В общем, будущее — за кино. Поэтому и первый эксперимент — киношный.

— Художественные произведения формально схожи с утилитарными информационными продуктами и услугами: их качество окончательно распознается лишь в процессе потребления. В рамках экономической классификации это позволяет отнести их к т. н. “опытным благам”, — продолжает профессор Долгин. — По сути эксперимент “Синема” — это попытка наладить сигнализацию на рынках культуры о качестве неповторяемых, “опытных благ”.

— Но разве “пираты”, продающие за стольник на Горбушке копию еще не вышедшего на экран блокбастера, не занимаются по сути тем же самым? Потребители, кстати, относятся к пиратской продукции вполне положительно. По данным МВД РФ, в прошлом году их доля на российском рынке музыкальной продукции составила 64 процента, а в области программного обеспечения — 85—90 процентов от всего объема рынка.

— Если оставить в стороне вопросы морали и защиты авторских прав, то в деятельности продавцов нелицензионной продукции можно усмотреть огромную пользу — “пиратам” нет резона тиражировать некачественный товар. Получается, что благодаря их деятельности обычный покупатель распознает качество априори и ориентируется на рынке с меньшими издержками. Есть и “вторичные” полезные эффекты: блокируется т. н. тенденция неблагоприятного отбора, когда продукт высокого качества вообще не производится, проигрывая в цене суррогатам...

— ...или достойный продукт просто-напросто теряется в массе “отстойных”.

— Все верно. Если же качество проявлено в цене, то конкуренция становится честной. И тогда добросовестные производители побеждают, а плохие вылетают с рынка.

— И каковы результаты эксперимента? Неужели наши люди уже доросли до того, чтобы объективно отнестись к столь необычной затее? Проще же взять эти 50 рублей себе...

— Мы разработали специальную технологию “вычисления” мошенников. Первые сеансы показали, что их не так уж и много — лишь 10 процентов. А значит, оставшиеся 90 процентов — люди порядочные и ответственные. Благороднее, чем мы привыкли думать, и это радует. Ведь конечная цель нашего эксперимента — показать, что полезная информация может создаваться силами самих потребителей. Зрители не просто активно докладывали или забирали деньги, они делились впечатлениями. Мы все устали от разочарований и впустую потраченного времени. Нужно искать новые пути оценки качества, это же очевидно! “Наши” зрители смотрели два нашумевших фильма — “Терминатор-3” и “Фанфан-Тюльпан”. Оценки у обоих — отрицательные. “Терминатор-3” — минус 25 рублей, “Фанфан-Тюльпан” — минус 4 рубля.

— В раскрутку “железного Арни-3”, по официальной информации, кинопрокатчики вложили 50 миллионов долларов, а зрительский интерес получился отрицательный. Вы ожидали таких результатов?

— Наш эксперимент лишний раз доказал, что многомиллионные рекламные бюджеты и сумасшедшие сборы в кинотеатрах объективной информации о качестве фильма все равно не дают... В принципе, в самой по себе идее использовать потребителей в качестве экспертов по цене нет ничего нового. Мы делаем это каждый день, не задумываясь, решая свои бытовые проблемы. Покупаем тот или иной порошок, стиральную машину и т.п. Наши предпочтения отражаются в цене, и та становится информативной в отношении качества.

Эксперимент будет продолжен и дальше. Теперь уже в нескольких столичных кинотеатрах и с большим выбором фильмов. Так что, устраиваясь поудобнее в мягком кресле, не стоит пугаться человека с конвертом: не понравится фильм, так хоть полтинник в качестве моральной компенсации с чистой совестью себе заберешь. Пустячок, а приятно. Да и тот факт, что вместе с англичанами мы первыми в мире новым “денежным” способом двигаем культуру в массы, греет душу. Хоть в чем-то не в конце планеты всей плетемся...




Партнеры