Бюджет на троих

24 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 239

Говорят, по линиям на ладони можно определить судьбу человека. Судьбу любого государства можно понять из того, каков его бюджет, вернее, какова его структура. Поскольку это не просто “слепые” колонки цифр и не просто дебет с кредитом. За каждой безликой строчкой стоят целые отрасли и десятки тысяч людей. И от того, как государственные мужи его сведут, зависит жизнь целой страны.

Для сравнения мы взяли три экономики: США — крупнейшей мировой сверхдержавы, Германии — “локомотива” объединенной Европы и России — поскольку это касается всех нас.


Михаил ДЕЛЯГИН, экс-советник премьера по экономике:

— Есть известный анекдот о том, как изменялся диаметр озоновой дыры над Антарктикой. Это происходило в строгой корреляции с выделением бюджетных средств на ее устранение. Накануне решения об ассигнованиях она резко увеличивалась в размерах, а затем все приходило в норму.

Вот это и есть бюджетный процесс. Но на Западе он находится в жестких рамках государственной политики и железных государственных приоритетов. Там лоббизм не становится главной действующей силой. Поэтому их бюджет — это бюджет развития, а наш — бюджет позавчерашнего дня. Как наши генералы всегда готовятся к прошлой войне, наш бюджет всегда готовится к позапрошлому году.

ЧЕРНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Правительство — как заводская касса: выдало деньги и забыло

Российский бюджет традиционно базируется на широте нефтяной трубы. Как только цены на “черное золото” падают, государство начинает лихорадить.

Справедливости ради надо заметить, что это особенность не только нынешнего или будущего бюджета или теперешнего кабинета министров. Погоня за длинным нефтегазовым рублем началась еще в советские времена и не прекращается до сих пор. Распродажа природных богатств продолжается из года в год — с одной лишь разницей: цены на нефть могут расти, а могут падать. Тогда в страну приходит беда: нечем платить многочисленным бюджетникам. И хотя все государственные деятели понимают, что страна сидит на трубе, привычка берет свое.

Вероятно, поэтому некоторые политики поспешили окрестить бюджет-2004 антинародным: все прежние проблемы в нем очередной раз законсервированы. К тому же добавились новые беды: ущемляются права регионов на собственные доходы. Для примера: из-за отмены налога с продаж и снижения НДС в консолидированном бюджете страны (бюджет федеральный вместе с бюджетами всех 89 субъектов Российской Федерации) образуется дыра размером в 19 млрд. рублей. Это как раз и есть зарплата врачей, учителей и других бюджетников. На ее покрытие у 27 регионов не хватит собственных средств. Самое главное, что такие проблемные регионы — это не какие-нибудь медвежьи углы. Речь идет и о бедной Курганской области, и об экономически развитом Красноярском крае. Более того, с проблемами может столкнуться даже Москва, которая оказалась самым крупным должником перед федеральными властями. Впрочем, любую проблему можно решить. Если, конечно, имеется желание. Однако, похоже, эта история не про нас...

Нефть — отдельно, люди — отдельно

Без нефтяной прививки государство не в состоянии выполнять свои функции. Причем даже этот процесс не удается сделать абсолютно открытым. Весной в Госдуме поднимался вопрос об изменении ставки налога на добычу полезных ископаемых. Поначалу его предлагали повысить вдвое, однако ничего не получилось. Все осталось практически по-старому. Страна продолжила жить не на открытых и прозрачных налоговых сборах, а на доходах от некой “туманной” продажи сырья за границу.

В Саудовской Аравии главный государственный закон содержит тезис: все данные Богом богатства принадлежат людям. То есть нефть, уголь, лес и вода являются неотъемлемой частью собственности каждого человека. Наша же страна упорно делает вид, что россияне появились на родной земле с другой планеты. Все природные богатства у нас отделены от абсолютного большинства людей. В нашей конституции прописаны только политические права — никаких социальных и экономических прав у нас нет.

Вот и выходит, что вся страна как завороженная следит за колебаниями курса доллара и евро и боится падения цен на сырье на мировых биржах. Многомиллионное население ежеминутно вздрагивает от тревожных сообщений.

Хотя на самом деле есть много других причин для подлинного беспокойства. К примеру, стоит поинтересоваться количеством рабочих мест в стране и развитием малого и среднего бизнеса. Ведь практически поголовно россияне живут весьма далеко от трубы и ее проблем, однако выходит, что сидят все-таки на ней, раз говорят и думают о ее приоритетах.

По большому счету, отечественный бюджет базируется на трех блоках: нефти, социальных услугах и обороне. О развитии бизнеса страна забыла и не вспоминает. В итоге бюджет превратился в обычную кассу: 5-го и 20-го числа люди приходят за получкой. Кладут деньги в карман и уходят. Кассир свою работу выполнил. Как и на что ушла выручка — не его проблемы.

В итоге теперь приходится экономить на всем.

Финансы поют романсы

Государство могло бы самостоятельно, не залезая в карман собственных граждан, зарабатывать деньги. Впрочем, как эффективный менеджер проявить себя оно пока не может. Если взглянуть на неналоговые доходы бюджета, можно ужаснуться. От сдачи в аренду госсобственности, размещения акций госпредприятий в казну поступает всего 66,8 млрд. руб. Для сравнения: правительство упорно утверждает, что не может отыскать в собственных закромах 30 млрд. руб. на поддержку многодетных матерей. Это практически вдвое меньше. Правда, некоторый рост доходов есть, но все равно в объеме бюджета он составляет 9%. Тем более обидно, что резервы у страны есть. Как стало известно “МК” от источника в Счетной палате, около 2,5 млрд. рублей можно получить дополнительно по дивидендам с акций госпредприятий и еще около 2 млрд. — от аренды госимущества.

Речь идет не только о государственной собственности. Страна отказывается искать средства даже там, где они лежат на поверхности. К примеру, дотации всероссийской здравнице — городу-курорту Сочи, который вполне может кормить себя сам, а заодно содержать еще парочку-другую проблемных областей, — определены в бюджете-2004 в размере 1150 млн. рублей. Для сравнения: на поддержку восьми наукоградов отводится всего 500 млн.!

По официальным данным Минфина, вложения правительства в промышленность за последний год составили 98% от уровня прошлого года. С поправкой на инфляцию получится, что реальные вложения упали как минимум на 12%. А раз федеральные власти не могут достойно хозяйствовать, надеяться, что местные начальники начнут эффективно решать свои финансовые проблемы прогрессивными экономическими методами, было бы очень наивно. Из года в год они затыкают дыры за счет урезания социалки.

Понятно, что проблемы ЖКХ набили оскомину у всех россиян. А что делать? Слава богу, перестали говорить о 100%-ной оплате коммунальных платежей. Однако что будет с этой отраслью дальше — в бюджете тем не менее не сказано ничего. Средства регионы недополучают, а вся ответственность перераспределяется на избирателя. Правда, в будущем и этом году на поддержку регионов выделили по 21 млрд. рублей, хотя должны были порядка 60 млрд. Впрочем, раньше и этого не было. Может быть, как раз сейчас и настал тот “черный день”, для которого правительство и накапливало резервы?

Понятно, что эксперименты над согражданами не добавят их авторам электората на ближайших выборах. К тому же ничего, кроме недоумения, не вызывают доводы, что социалка сама не зарабатывает, значит, расходы на ее содержание надо сокращать. Удивительно, ведь госбюджет для того и формируется, чтобы нести социальную нагрузку. Это международная практика. Иначе для чего он вообще нужен?

Экономикой управляют бухгалтеры

Наша арифметика опять-таки привязана к трубе. Известно, что с 1 января 2004 года отменяется налог с продаж или снижается ставка НДС. Всем понятно, что этот подарок тоже пахнет нефтью. Правда, в этом случае к нему примешиваются такие родные для нашего носа запахи водки и пива — образовавшиеся дыры в бюджете затыкают, повышая акцизы.

Если к этой мрачной картине добавить еще абсолютную неразвитость отечественной банковской системы, Россия автоматически попадет в полную дремучесть. Положим, страна худо-бедно собрала налоги с того бизнеса, который есть. Раздала потребителям. А что дальше? Полномочия государства на этом кончаются. Как работают деньги? Эти материи Минфин не касаются. В нашей стране инженеры могут здорово изобретать, но не знают, кому продать свои наработки. Зато бухгалтеры ничего не изобретают, но знают, как уйти от налогов и раскидать зарплату. Бедняги уже давно потеряли друг друга и живут каждый на своей орбите. И пути их вряд ли пересекутся.

Наверное, поэтому уже не первый год не удается продавить через Думу серьезные изменения в Налоговый кодекс. Каждый знает, что малый и средний бизнес могут развиваться при двух условиях. Когда предприятия не задушены налогами и когда бюрократическая система по отношению к ним проста и прозрачна. Ни того ни другого пока нет. Только в перспективе предполагается внедрить в практику “принцип одного окна”, когда предприниматели для регистрации и налогообложения своего дела будут обращаться к единственному чиновнику. И хотя в народе новые правила давно назвали “взяткой в одни руки”, даже этого пока нет.

Всем понятно, что, развивая бизнес, государство стимулирует экономический рост. Вместе с ним растут налоговые сборы, а следом увеличиваются зарплаты бюджетников и пенсии. Но правительство привыкло сидеть на трубе...

Остается лишь одна надежда, что бюджет страны — это еще не вся экономика. Не все россияне сводят концы с концами, ориентируясь на государственную получку. Сегодня, по самым скромным оценкам, объем теневой (или так называемой ненаблюдаемой) экономики в России достигает 25% ВВП! Это примерно 2—2,5 трлн. рублей и сопоставимо с доходами федерального бюджета прошлого года. В тени работает порядка 9 млн. человек.

Итак, какая же польза от бюджета простому россиянину? Что толку, что в этом законе фигурируют цифры со многими нулями? Станет ли на улицах меньше бомжей и побирушек? Исчезнут ли беспризорники? Сократится ли безработица? Бюджет-2004 на этот вопрос дает прямой ответ: нет, лучше никому не станет!

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ СМЕРТЬ

В России думают о том, чтобы новости были хорошими, а бюджет — профицитным. Центральный банк постоянно наращивает свои резервы, а все сверхдоходы от нефти откладываются “на черный день”, лишь бы на людей не тратить. Врачи и учителя получают смешные деньги. Наука практически не финансируется, что уж говорить о пенсионерах. Ладно бы на сверхдоходы развивалась инфраструктура: строились новые дороги и ремонтировалось ЖКХ — но на все это у экономного государства нет денег.

Но что русскому хорошо, то немцу смерть. Хотя нам о тамошних дорогах можно только мечтать, местные трубы не протекают, а в домах простых бюргеров всегда тепло, там считают, что “черный день” уже настал. А значит, предпочитают инвестировать не скупясь в свое главное достояние — людей.

ПЛЮСЫ. При этом у немцев гораздо больше поводов для “причесывания” статистики. Дело в том, что страны Еврозоны обязаны соблюдать нормы “финансового общежития”. Или так называемый пакт стабильности, под которым они подписались, переходя на единую валюту. Он, в частности, предусматривает, что бюджетный дефицит не может превышать определенных значений. А тех, кто его не соблюдает, строго наказывают. И тем не менее немцы идут на нарушение договоренностей.

Сейчас ситуация в немецкой экономике оставляет желать лучшего. Не то чтобы кризис, но стагнация на протяжении последних трех лет. И зачем пытаться строить хорошую мину при плохой игре? Тем более что проблемы той же Германии объективны. Именно им пришлось спонсировать процесс объединения с ГДР, именно им на правах старшего брата выпала доля помогать беднейшим в Еврозоне и даже подтягивать страны бывшего соцлагеря до уровня вступления в Евросоюз. А это не один десяток миллиардов евро.

Казалось бы, чего проще: сократить расходы на образование или обрезать финансирование пенсионеров. Или повысить и без того высокие налоги. Но они делают все с точностью до наоборот. Чтобы у рядового немца появились дополнительные деньги для взносов в больничные и строительные кассы — считай, в развитие экономики. (Примерно так же делает администрация президента Буша.)

МИНУСЫ. Впрочем, в попытках запустить топчущуюся на месте экономику немецкие власти действует половинчато. Наряду со снижением налогов правительство нынешнего бундесканцлера не решается на решительное сокращение непроизводительных госрасходов, а они в небольшой Германии примерно таковы, как и в России.

ИТОГО. Германская экономика — многоотраслевая и конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках. Однако экономический рост в размере 2% их не устраивает, поэтому они предпочитают заглядывать в будущее и инвестируют в свое главное достояние — людей. При этом дефицит для них не проблема, а профицит — не самоцель. Поэтому, наверное, и живут немцы лучше русских. Если отечественный пенсионер судорожно подсчитывает, хватит ли ему его пенсии, чтобы не испустить дух, то немецкий недоволен тем, что ему придется через год платить по больничной страховке на 3% больше.

АМЕРИКА — СТРАНА ПОБЕДИВШЕГО ДЕФИЦИТА

США — это не только самая развитая экономика, но и рекордный бюджетный дефицит. Рекордный дефицит торгового баланса и рекордный госдолг. Но никто из-за этого особенно не убивается. Деньги взаймы они берут практически у всего мира и вкладывают их в собственное развитие. Значит, весь мир работает на них.

МИНУСЫ. Дефицит федерального бюджета США благодаря раздутым военным расходам к 2004 году достигнет запредельного уровня в 480 миллиардов долларов. При этом аналитики полагают, что прогнозы конгрессменов — излишне самонадеянные и на самом-то деле дефицит бюджета в следующем году перевалит аж за полтриллиона.

Насколько это страшно? Потенциально “двойной” дефицит может ослабить доллар и интерес инвесторов к государственным ценным бумагам. К тому же, чтобы не получить “технический дефолт” минфина, Белый дом обязан получить разрешение Конгресса еще выше задрать “планку госдолга” (сейчас это 980 миллиардов долларов).

ПЛЮСЫ. И с таким букетом проблем прогноз на рост экономики гораздо выше, чем в стагнирующей Европе со всеми ее пактами стабильности. Американская экономика вышла из рецессии и, похоже, готова к бою. Президент Буш, представив бюджет на 2004 финансовый год Конгрессу, прогнозирует рост экономики США в текущем году на 2,9% и на 3,6% — в будущем против 2,4% в 2002 году.

Накопленный за послевоенное время экономический потенциал позволяет Америке тратить на оборону в 17,5 раза больше, чем может себе это позволить Россия (включая 60-миллиардные затраты на Ирак), и на два порядка больше, чем Россия — на социальные нужды. Что же касается дефицитов, то американские власти надеются свести их к минимуму за счет рационализации затрат и увеличения налогооблагаемой базы вследствие грядущего подъема экономики.

ИТОГО. Сегодня президент Буш гораздо больше озабочен собственным переизбранием на второй срок, нежели какими-то бухгалтерскими подсчетами. Он не хочет повторить ошибок своего отца, который в свое время тоже выиграл войну в Ираке, но проиграл из-за неудач совсем на другом поле — экономическом. Поэтому ему приходится снижать налоги и тратить деньги на людей. Нам бы их проблемы!..


После кризиса 1998 года в стране случился страшный бюджетный дефицит, а госдолг вырос как на дрожжах. Кризис прошел, но парализующий страх остался. Теперь власти сидят на мешках с деньгами и разбазаривают дары природы, рисуя красивые цифры в отчетах. Ждут, что каким-то чудесным образом ВВП у нас удвоится. Возможно, когда-то он и удвоится. Но у других стран к тому времени он уже утроится и даже удесятерится. И мы еще долго будем плестись в хвосте Европы и Америки.

Если темпы экономического роста будут путинскими — по 7% в год, то догнать Германию с ее теперешним экономическим ростом в 2% мы сможем только через 48 лет. А США, наращивающие свой экономический потенциал ежегодно на 3%, — аж через 67 лет. Но если отвлечься от математики, то этого не произойдет никогда. Экономическая теория доказывает: бедные страны могут развиваться активно, пока они бедные. Но, как только накапливается жирок, бегать становится тяжелее, и для достижения экономических успехов приходится включать не только ноги, но и мозги. А этого у нас делать почему-то не хотят.



    Партнеры