“Аннушка” в плену

Чего только не увидишь и не услышишь в Государственной думе! На днях там зачитывали “ледовый прогноз” — справку о состоянии ледовых условий в арктических морях...

С прогнозом, подготовленным Арктическим и Антарктическим НИИ Росгидромета, знакомили участников заседания некоммерческой организации “Партнерство пользователей Северного морского пути”. Вел заседание президент “Партнерства” — вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, который, несмотря на долгий депутатский стаж, с полным основанием считает себя “действующим полярным исследователем”.

В думском кабинете Чилингарова — огромный глобус, чучело пингвина и прочие экзотические штучки. Среди них и табличка с двери кабинета последнего начальника Северного морского пути (была в советские времена такая госструктура). Объединенные в “Партнерство” крупные компании (добывающие на Севере нефть, газ, золото и алмазы) и регионы, расположенные вдоль Северного Ледовитого океана, считают, что необходимо воссоздать государственный орган, который бы отвечал за развитие и эксплуатацию этой национальной транспортной магистрали. Напомним: железных дорог на Крайнем Севере нет.

Между прочим, тот самый ледовый прогноз был подготовлен на основе информации, полученной с иностранных спутников (со своими у Росгидромета проблемы), ледоколов и полярных станций. С полярными станциями у нас тоже проблемы. Недавно на внебюджетные средства после 13-летнего простоя была восстановлена дрейфующая станция “Северный полюс-32”. Всего же российских полярных исследовательских станций осталось не больше 40, а было когда-то в СССР по 75—100... В общем, “Партнерство” хочет обратиться к главам северных регионов: пусть возьмут на себя каждый по станции и восстановят ее.

Не оставляет своим вниманием Артур Чилингаров и Антарктиду. В январе 2002 года под его руководством состоялась уникальная экспедиция (“МК” писал об этом). Одномоторный легкий российский самолет “Ан-3Т” достиг Южного полюса. (Кстати, недавно почта России выпустила посвященный тому перелету конверт, и он уже продается в отделениях связи.) Но техника тогда подвела, двигатель не выдержал суровых погодных условий, и вернуться обратно на том же самолете члены экспедиции не смогли. Так он и стоит вот уже два года на Южном полюсе, обозначая там российское присутствие.

А для Чилингарова стало “делом принципа” вызволить героическую “аннушку” из антарктического плена — в иные ночи ей приходится выносить мороз минус 77 градусов. В прошлом году был разработан план, как вытащить самолет с помощью военного российского вертолета “Ми-26”. Но это оказалось слишком дорого и рискованно. Теперь в разгаре подготовка к реализации другого плана.

“Ил-76” отвезет в Антарктиду три специальных санных вездехода, которые потом своим ходом пройдут 1200 км до Южного полюса и доставят к промерзшему “Ан-3Т” бригаду рабочих-ремонтников Омского машиностроительного завода. Рабочим предстоит заменить вышедший из строя двигатель и привести самолет в рабочее состояние, чтобы он смог самостоятельно преодолеть эти самые 1200 км над Антарктидой до места погрузки на “Ил-76”. Все мероприятие займет месяца полтора, не меньше.

Ни копейки бюджетных средств на экспедицию истрачено не будет — как не было истрачено и на предыдущую. Деньги дают спонсоры (в том числе и иностранные). Как только пройдут парламентские выборы, вице-спикер собирается взять отпуск — и к Южному полюсу...

Сегодня Артуру Николаевичу Чилингарову исполняется 64 года. “МК” поздравляет его с днем рождения, желает всего самого лучшего. И пусть осуществятся все его планы!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру