В лес май пипл гоу...

Сегодня в загородной резиденции президента США в Кэмп-Дэвиде состоится саммит Владимира Путина и Джорджа Буша. За последние полвека с небольшим уже 12 американских президентов проводили свои уик-энды в этом окруженном густым лесом месте. С ростом могущества США менялся и облик Кэмп-Дэвида.


При Рузвельте это был сельский поселок с минимальным количеством горячей воды и диким кустарником, заползавшим в окна. Его переоборудование в президентскую дачу обошлось казне всего в 18 тысяч 650 долларов. При Трумэне кустарник вырубили. При Эйзенхауэре разбили лужайки. При Никсоне построили бассейн с подогревом. Если Рузвельт тратил два часа, добираясь из Белого дома в Кэмп-Дэвид на машине, то начиная с Эйзенхауэра все президенты совершают этот путь за 20 минут на вертолете. Дочь Трумэна Маргарет находила Кэмп-Дэвид “холодным и мрачным”. А жена Рейгана Нэнси любила его за недоступность для представителей СМИ.

Первым из кремлевских лидеров в Кэмп-Дэвиде также в сентябре, только 1959 года, побывал Хрущев по приглашению Эйзенхауэра. Сначала советская сторона протестовала против полета Никиты Сергеевича из Вашингтона на вертолете. Но Эйзенхауэр, лично желавший показать ему с высоты Вашингтон и окрестности, настоял на своем. Летели они вдоль реки Потомак. Дуайт показал Никите большие зеленые пятна. “Здесь я играю в гольф”, — сказал он. Хрущев не имел ни малейшего представления об этой игре, и его больше заинтересовал вертолет Сикорского, на котором они летели. Впоследствии, несмотря на эмбарго, Хрущеву удалось-таки выклянчить у Эйзенхауэра два таких вертолета.

В Кэмп-Дэвиде Никита и Дуайт сразу нашли общий язык на почве увлечения кино. Никита сказал, что Сталин очень любил смотреть вестерны. Президент США намек понял и заказал “Большую страну” и “Шэйн”. А вернувшись в Москву, Хрущев послал Эйзенхауэру советские фильмы “Приключения двух медвежат”, “Пингвины” и “Судьба человека”.

На следующий день оба лидера после завтрака смотрели игру в боулинг. И здесь практичному Хрущеву больше всего понравилась не игра, а устройство для постановки сбитых кеглей. Переговоры о кризисе, вызванном блокадой Берлина, шли туго. Никита упирался и искал повода для потасовки. Когда в Кэмп-Дэвид прибыл вице-президент Никсон, он обрушился на него за то, что “вице” использовал американскую национальную выставку в Москве для пропаганды. (Я наблюдал перепалку Хрущев—Никсон на выставке и описал ее в “Известиях” и “Правде”. — М.С.). Никсон, пытаясь изменить тему разговора, спросил Хрущева, что он предпочитает в охоте на крупную дичь и птиц — карабин или дробовик? Но опять получил отлуп. Никита сказал, что Никсон ничего не смыслит в охоте, ибо с карабином охотятся на крупную дичь, а с дробовиком на птиц. Переводил все это Олег Трояновский. Он по мере сил смягчал форму (но не содержание) хрущевского устного творчества. Президент США сидел молча с покрасневшим лицом.

Когда Эйзенхауэр пригласил Хрущева вместе помолиться в близлежащей Геттисбергской пресвитерианской церкви, Хрущев отказался, сказав, что “это шокировало бы советских людей”. Зато оба лидера сошлись в проклятиях в адрес своих генштабов, сосущих у них огромные суммы на гонку вооружений. Но это не помогло. Встреча в Кэмп-Дэвиде никаких осязаемых результатов не дала. Берлинский кризис не был разрешен...

Сколько воды утекло между этими двумя сентябрями. Невозможно представить себе Путина не знающим, что такое гольф или боулинг, клянчащим у Буша вертолеты и смотрящим допотопные вестерны. Зато теперь вполне представима совместная молитва двух президентов, которая не вызовет уже шока в России, привыкшей видеть своего лидера крестящимся на религиозных церемониях.

Но в отличие от Хрущева за спиной Путина не стоит сверхдержава. Разговаривая на равных с Бушем и даже превосходя его по знаниям и интеллекту, Путин, будучи трезвым политиком, отлично понимает: Кэмп-Дэвид-2003 и Кэмп-Дэвид-1959 — две огромные разницы. На сей раз на этом ринге встречаются боксеры разных весовых категорий.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру