Наследство без последствий

Совковская формула богатства “хочешь стать богатым — получи наследство” действует до сих пор. Только на многих москвичей она не распространяется.

В лучшем случае они получают в наследство квартиру, машину, дачу, в худшем — их маленькую часть (долю). Плюс — ворох забот. А между тем вступление в права наследства — целая наука. Только в школе ее не преподают.

Исповедь на заданную тему

— Я никогда не хотела быть собственником. Но когда началась приватизация, поддалась на уговоры матери. “Люди не дураки, — увещевала она, — раз приватизируют квартиры, значит, так надо”. Маленькую “двушку” в десятиэтажной хрущевке мы оформили, чтобы никому было не обидно, в общую собственность: на меня, моего сына и дедушку.

Де юре квартира считалась моей, де факто — в ней жили мои мама, папа и дедушка. А я вместе с сыном — в однокомнатной квартире по месту прописки родителей. Так решила семья. Меня ее решение устраивало.

Все шло хорошо, пока мы не решили поменять квартиру. Дедушка к этому времени уже 6 лет как умер.

— Нет, не годится, — осмотрев все документы, проверяющая решительно отвергла один — свидетельство о праве собственности. — Здесь указано три собственника. Вас я вижу, ребенка тоже. А где дедушка? Умер? Кто наследник? Вы в наследство вступали?

Я? Нет. Теоретически о том, что в наследство надо вступать, я знала, но практически не вступала никогда. Да и было бы во что вступать! В моем сознании наследство существовало лишь как понятие. Яхты, кабриолеты, лимузины, виллы на берегу океана или апартаменты в пентхаусе, в крайнем случае квартира в Нью-Йорке или каком-нибудь замшелом городке типа Бордо, ну, может быть, еще акции. Вот это — наследство. Но мне-то оно не грозило. Никогда. Оказалось — не так. В нашей стране люди тоже вступают в наследство. И его, какое-никакое, тоже надо оформлять. Независимо от того, что досталось: целая квартира или малая ее доля...

— Да, долго вы думали, — покачал головой юрист, услышав это из моих уст. — Так, законный срок вступления в наследство — 6 месяцев — мы прошляпили. Теперь надо идти в суд. Восстанавливать срок вступления в наследство, как это делают обычно, бесполезно, — продолжал рассуждать он, — наследница и умерший прописаны в разных местах. Единственный выход — в суде установить юридический факт вступления в наследство мамы. А такие дела быстро не делают. На все про все уйдет не меньше полугода...

Полгода! Может, старушкам-пенсионеркам полгода и нормально, но нам, молодым да резвым... Напрягу связи, за два месяца справлюсь, самоуверенно думала я.

Под диктовку юриста написала заявление. Оказалось, нюансов в нем — море. Во-первых, вступать в наследство должна не я (внучка, прописанная в квартире умершего), а дочь умершего, то есть моя мама. А у нее есть родная сестра. “Нужен ее отказ (от наследства), — тут же заметил юрист, — сестра — равноправная наследница”. С отказом, слава богу, проблем не было. Но это не все.

В заявлении обязательно следовало упомянуть, что считающий себя наследником человек взял что-то из вещей покойного — например, телевизор, ковер, личные вещи (как говорят юристы, “фактически принял наследство”). Причем сделал это не в одиночку, а при свидетелях. И обязательное условие — в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (а оно открывается со дня смерти собственника. — Авт.). Так в нашем заявлении появилась строка о том, как, отмечая сорок дней, мама сказала всей родне, что берет дедушкины вещи и везет их на дачу. На деле, конечно, этого не было. Когда дедушки не стало, о вещах мы не думали — были убиты горем. К тому же все и так знали, кому они достанутся — моей маме. На вещи никто не претендовал.

Еще в заявлении мы указали, что мама жила с дедушкой до его смерти в одной квартире и осуществляла коммунальные платежи. Во-первых, это было правдой, а во-вторых, служило лишним доказательством фактического вступления в наследство.

— Если бы вы были прописаны в одной квартире с отцом, тогда по закону “О налоге на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследства или дарения” вас освободили бы от уплаты налога на наследство, — заметил маме юрист. — Впрочем, как наследница первой очереди, вы и так заплатите не много.

Мама смотрела на юриста так, словно в один день на грядке расцвела ее любимая роза и ей в два раза прибавили пенсию.

— А что теперь? — спросила я, когда заявление было написано.

— Теперь — в суд. Проблем быть не должно. Суд вынесет решение о том, что мама вступила в наследство.

— А потом?

— Потом — к нотариусу. Он составит и удостоверит соглашение о разделе наследства (вы его подпишете). В соглашении будет определена доля наследства. В вашем случае, когда наследники не спорят, она для всех равная — 1/3 квартиры. Потом полученную долю маме надо зарегистрировать в Москомрегистрации, после этого заплатить налог на наследство в налоговой инспекции и взять там справку, что долгов перед налоговиками нет. И только после этого мама сможет продать тебе свою долю. Тогда придет твой черед идти в Москомрегистрацию с договором купли-продажи и зарегистрировать сделку, — напутствовал знаток права.

Только после этого квартира, в которой я жила с рождения и которую так опрометчиво приватизировала, будет принадлежать мне и моему ребенку. И я смогу ее поменять.

Не знаю, что чувствовала в этот момент мама, но лично мне захотелось выпить... чаю... чашек шесть или семь. Как зомби, мы ринулись в суд, чтобы оформить наследство.



Суды слезам не верят

С первого захода подать заявление не удалось. Оказалось, их принимают не каждый день, а всего два раза в неделю. Один раз — с 10.00 до 13.00, другой раз — с 14.00 до 18.00. Кто не успел за эти три часа прорваться к судье, тот опоздал. А желающих тьма. Запись в очередь, как при Брежневе за сапогами. Люди пишутся с утра.

К судье мы попали через неделю (спасибо адвокату: заявление составил грамотно). Вышли в шоке. Судья сказала: заседание через полтора месяца, до этого у нее все время занято.

— Вам еще повезло — с первого захода прошли, а мы сюда уже третий месяц ходим. На адвоката денег нет, заявление пишем сами, а в нем то одно не так, то другое, — сказал нам пожилой мужчина. Хочется верить, что на этот раз ему повезло...

Суд оказался не так страшен. 20 минут — и мама наследница. Зато его письменного решения надо было ждать месяц.

— Работы у нас много, а решения печатать некому, — сказала судья. Так наступил февраль. Потом у судьи болела дочь — прошел еще месяц. Выписку мы получили только в апреле.

А потом была Москомрегистрация. На Зеленом проспекте (сделки по решениям суда регистрируют только там. — Авт.) всех, кто пришел с решением суда, принимали в одном (!) окне. У него с обреченным видом толпились старушки и люди предпенсионного возраста. В воздухе витали “звания”: “я — инвалид”, “ветеран”, “участник”. Каждый норовил протиснуться к окошку вне очереди. Документы проверяли тщательно. Очередь двигалась со скоростью два человека в час.

— Я сюда пятый раз прихожу, — поведала нам улыбчивая дама, — все чего-то не хватает. Вот у вас сколько решений суда?

— Одно.

— А с вашим составом семьи надо четыре. И все заверенные судьей, подлинники.

О ужас! Женщина оказалась права. Регистраторы объяснили: так нужно, чтобы зарегистрировать доли отдельно на меня, сына и маму — чтобы больше не мучиться. Мы снова пошли в суд, где нас снова ждала толпа, очередь, запись. Сжалилась девушка из канцелярии: прошла к судье в кабинет и распечатала с компьютера решение. Чтобы поставить печать, ушло еще пять минут. Спасибо вам, девушка.

И опять на Зеленый проспект. И опять новость — сделки по решению суда Москомрегистрация срочно не оформляет. Мы ждали месяц.

А в общей сложности на оформление документов ушло 8 месяцев. Спокойно вздохнула я только в августе.

Все, с меня хватит. Больше я наследницей быть не хочу...



Уроки мастерства

— На самом деле восстановить срок вступления в наследство могли бы и нотариусы, если бы им это позволяло законодательство, — говорили мне столичные нотариусы. — Изменить ситуацию может Госдума. Но пока она решает вопросы поважнее. Поэтому людям приходится идти в суд.

Пропущенный срок вступления в наследство — самая распространенная ошибка наследников. Чаще всего ее допускают пенсионеры. Старики и старушки, привыкнув жить вместе под одной крышей, забывают о том, что они приватизировали свои квартиры и после смерти одного из супругов автоматически не вступают в наследство. “Нам это не нужно, мы в этой квартире всю жизнь жили, мы в ней и помрем”, — отмахиваются они от хлопот.

— Я детям их не завидую, — говорит нотариус Игорь Соловьев, — после смерти второго собственника им придется оформлять наследство по всей цепочке...

А это — все вышеперечисленные мытарства в квадрате. “Ребенку” придется собирать документы и оформлять наследство сначала на первого умершего, потом на второго и только потом на себя. Проходя одни и те же инстанции не раз и не два. Пожалейте сами себя — не доводите до этого.

Юристы утверждают: если наследники вовремя подают заявление, в течение 6 месяцев со дня смерти наследователя, проблем юридического характера не возникает никогда. Если относительно наследства нет споров, все бумаги оформят нотариусы. Без суда.

— Из 650 работающих в Москве нотариусов наследственные дела ведут около 250. Написать завещание, оформить доверенность или заключить договор ренты можно у любого, а оформить наследство — только у того нотариуса, за кем закреплена данная улица. Здесь у нас “крепостное право”, — делится наболевшим Соловьев.

Но — вернемся к наследникам.



Наследникам на заметку

С какими еще проблемами они могут столкнуться? Чаще всего трудно найти документы, подтверждающие родство (а без них наследство не оформляют), реже — не устраивает справка БТИ об оценке квартиры, исходя из которой наследники платят налог.

— Увидев, сколько надо заплатить, люди сначала пугаются, а когда узнают рыночную стоимость квартиры, понимают, как им повезло, и находят деньги. Потому что рыночная стоимость квартиры в 7 раз больше, чем цена БТИ, — говорят знатоки.

Но скоро эта лафа может кончиться — Госдума хочет поднять цены для БТИ.

Могут возникнуть проблемы с появлением неожиданных наследников — внебрачных или усыновленных детей, о которых семья не знает. Но такие случаи большая редкость — один случай из ста. Чаще наследодатели “кидают” своих наследников, завещая все посторонним людям или государству. Чтобы такого не произошло, совет один — не оставлять своих стариков без любви, внимания и помощи. В противном случае придется оспаривать наследство через суд. А это долго, муторно и не всегда удается.

Наследники должны помнить:

— если они не вступили в наследство вовремя, восстановить срок вступления в наследство можно только в суде. При условии, что есть объективные причины (болезнь, командировка). Причем суд может отказать в продлении срока (статья 1155 Гражданского кодекса, часть 3), и тогда наследство помашет ручкой;

— если наследники могут доказать факт своего проживания с умершим (по день смерти) и проживают в его квартире по день подачи заявления, то срок подачи заявления на наследство для них не истекает;

— неприватизированное жилье в наследственную массу не включается, его вообще нельзя наследовать и завещать;

— только в том случае, если умерший подал заявление на приватизацию, но не успел довести ее до конца, наследники могут претендовать на неприватизированную квартиру, если нет заявления — нет и наследства (пункт 8 постановление №8 Пленума Верховного суда РФ “О некоторых вопросах применения судами закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, от 24 августа 1993 года);

— если завещания нет, в наследство вступают по закону: сначала наследники первой очереди (дети, супруг, родители наследодателя), если их нет — наследники второй очереди (братья-сестры, дедушки-бабушки, племянники-племянницы), если их нет — наследники третьей очереди (дяди-тети, двоюродные братья-сестры);

— вступать в наследство по завещанию дороже, чем по закону, но только завещание дает право наследодателю исключить из круга наследников любого наследника первой очереди (за исключением нетрудоспособных, несовершеннолетних и находящихся на иждивении граждан: закон им гарантирует обязательную долю — 50% положенного по закону наследства);

— если наследники спорят — суда не избежать.

О расходах наследников и о том, как на них сэкономить, мы расскажем в следующих публикациях.

Свои вопросы присылайте на пейджер нашей “Службы спасения “Жилье мое” по телефону 788-00-88 (абонент 911-38).



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру