ФСБ в позе лотоса

Если когда-нибудь все-таки восстановят памятник Дзержинскому, то Железный Феликс наверняка будет восседать в позе лотоса. Как стало известно “МК”, с недавних пор офицеры ФСБ помимо обязательных занятий восточными единоборствами начали активно осваивать йогу. Впрочем, ни бить кирпичи об голову, ни затаиваться в собственной тени с ее помощью не научишься. Это не боевое искусство. Так зачем же оно понадобилось чекистам?


Небольшой, полуподвальный спортивный зал. В самом центре невысокий, средних лет мужчина, сидящий в знаменитой йоговской позе лотоса. Перед ним человек десять разновозрастных учеников. Лица у всех более чем одухотворенные.

— Лютиков, — устало говорит учитель, — вы чем сейчас заняты?

— Выполняю позу Пасчимоттанасана, как вы и просили...

— По-моему, вы просто валяетесь на полу! Я рад, что на десятом занятии вы все-таки выучили, как произносить название трех позиций. Но делать-то их научиться можно? Ну-ка, скажите мне, в чем заключается эта поза?

— Так... — Лютиков сильно напрягся. — Со вздохом лечь, с выдохом протянуть руки вдоль туловища, со вздохом поднять прямые руки за голову, с выдохом положить руки на переднюю поверхность бедер...

— Достаточно! Что же вы пыхтите как паровоз и машете руками? В йоге нужна система, понимаете? Система! Посмотрите на вашего майора. Вот он “Доску” делает, видите? Он же правильно, системно дышит! У него мышцы работают, напрягаются. Товарищ майор, а что вы будете делать, когда совсем устанете?

Майор, стоя на карачках, отклячив заднюю точку чуть не к самому окну, находился в таком забавном положении уже минут десять. Услышав вопрос учителя, он стремительно с грохотом рухнул на пол.

— Еще раз вопрос! — грянул хорошо поставленный командный голос.

— Я говорю, что вы делать будете, когда утомитесь совсем?

— Я? Я никогда не утомлюсь!

— Тьфу, — учитель грустно посмотрел в потолок. — Работники госбезопасности вроде, а спорите, как второклассники. Когда вы вконец утомитесь, товарищ майор, вам нужно принять контрпозу. Об этом я вам рассказывал вчера. Итак, контрпоза... Кто мне расскажет, что это такое?

Желающих не нашлось. Лютиков еще энергичней задышал, а майор снова встал на четвереньки. Учитель безнадежно закрыл глаза и, судя по всему, стал предаваться медитации.

Личным тренером спецагентов с Лубянки Александр Пьяник — доктор лечебной физкультуры, занимающийся с охотниками за шпионами и террористами философским учением, стал случайно. Несколько лет назад он вел секцию при 690-й школе. Во время занятий к нему подошел отец одного паренька, оказавшийся высокопоставленным офицером ФСБ. Большой чин из секретного ведомства попросил Александра позаниматься лично с ним. Потом мастеру йоги поступило предложение тренировать других офицеров ФСБ, организовать специальную секцию.

— Разведчиков интересуют высшие ступени — раджа-йога, бхакти-йога, которые помогают человеку контролировать сознание, — поведал “МК” Александр.

Однако Пьяник не стал вхож на Лубянку. Занятия проходят в залах, расположенных в разных районах Москвы. В целях конспирации они все время меняются. Многие офицеры приходят главным образом для того, чтобы укрепить здоровье. Но у некоторых планы идут гораздо дальше — не только добиться определенного уровня контроля над своим психическим состоянием, но и приобрести способность воздействовать на психику и сознание окружающих.

Правда, немногим удается достичь такого могущества. Существует закон воздаяния: если человек ищет в занятиях йогой исключительно выгоду, он разрушает тонкие полевые структуры, которые его окружают. И это потом может выйти ему боком. Он продвинется по службе, приобретет материальные блага, но станет, например, больше болеть.

— Универсальность и мудрость йоги в том, что она не дает человеку идти неправильным путем, — объясняет Александр. — Многие мои клиенты получают совсем не то, что хотели. Поначалу они надеялись с помощью занятий сделать карьеру, но после года тренировок ушли из ФСБ. Ведь главный принцип йоги — ненасилие. Работая в спецслужбах, очень трудно его придерживаться.

После тренировок из органов ушли около пятнадцати разведчиков. Это не так уж мало, как может показаться на первый взгляд. А всего йогой на сегодня занимаются порядка трехсот эфэсбэшников.

За тренировки Александр берет с чекистов божескую плату: одно занятие стоит десять баксов. Занятия проходят три раза в неделю. Разумеется, в комплекс входят не только физические упражнения.

Тренировка длится три часа и начинается с обычной разминки — суставной гимнастики, которая к йоге не имеет никакого отношения. Потом наступает время дыхательных упражнений. Затем идут комплексы асан (в быту их часто называют позами). За время тренировки они прогоняются двенадцать раз. Кроме того, каждый час разведчики выполняют упражнения, развивающие концентрацию сознания на определенных образах или ассоциациях. Например, работают со свечой. Со стороны это выглядит весьма странно: человек на четверть часа останавливает взгляд на пламени, концентрируется и пытается ассоциировать себя с огнем. После концентрирующих упражнений идут медитативные — по пятнадцать минут в начале, в середине и в конце тренировки. Разведчики погружаются в себя и отслеживают изменения в своем внутреннем мире.

После занятий наступает время короткого отдыха. Все садятся в круг и пьют травяной чай с медом. Во время чаепитий чекисты рассказывают о наболевшем. Оказывается, многие офицеры ФСБ несчастны в личной жизни: жалуются на отсутствие в семье любви и понимания.

До сих пор тело и дух силовики закаляли с помощью боевых искусств. Главным образом карате. Однако в боевых видах спорта, как известно, совершенно другая философия, отличная от йоговской. Как же удается сочетать одно с другим? Оказывается, между йогой и карате значительно больше общего, чем принято считать. По преданию Шаолиня, стилям Школы пяти зверей китайцев обучил индийский монах Бодхидхарма, который до этого много лет отдал йоге. Выходит, именно из нее выросли и ушу, и кунфу.

Александру неведомы должности офицеров, посещающих его занятия. “Меньше знаешь — крепче спишь!” — говорит мастер йоги.

Не может он ответить и на вопрос о том, что стоит за увлечением чекистов философским учением — целенаправленная акция ФСБ или частный интерес отдельных работников. Александр заверяет, что все вышло спонтанно. Сначала пришли десять человек, потом пятнадцать. И пока ослабления интереса работников ФСБ к йоге не наблюдается. Число офицеров, которые увлекаются ею, стремительно растет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру