Депутатский таран

3 октября 2003 в 00:00, просмотров: 215

В последнее время депутаты сильно напряглись и выдали на-гора 13 (!) альтернативных законопроектов действующему закону об “автогражданке”. Чем же вызвана такая нежданная активность?

Ларчик открывается просто: выборы на носу, и нынешние избранники используют все способы, лишь бы не потерять свои хорошо насиженные места. В последнее время много говорилось о том, что у закона есть определенные недостатки и он, мол, не отвечает чаяниям многомиллионной армии автомобилистов. Спору нет, недостатки (как и у любого закона, свыше десяти лет провалявшегося в Госдуме, за который в итоге проголосовал 231 депутат) имеют место быть. Но что с нами случится, если этот закон депутаты все же отменят?

Как известно, за три месяца работы в закон поверили более 10% всех российских собственников авто. А это более 2 млн. человек! Соответственно, за полисы “обязаловки” автомобилистами из собственного кармана были уплачены немалые деньги. Вопрос напрашивается сам собой: а получат ли они свои “кровные” обратно, если Госдума все же отправит документ в отставку?

Даже сами страховщики признаются: вряд ли. Из страховой премии давно уплачены комиссионные агентам, часть денег пошла на технические цели и т.д. и т.п. Интересно, какие непарламентские выражения используют заплатившие за полис автовладельцы в случае “торпедирования” депутатами этого закона?

Например, Алексей Зубаков, президент “Ассоциации страховщиков России”, против такой радикальной меры, как отмена закона:

— В этом случае, — говорит он, — все ранее заключенные договора объявляются ничтожными. Компании должны вернуть деньги автовладельцам. А если за это время произошел страховой случай? Тогда собственник авто также обязан вернуть страховку компании. А это может быть немалая сумма. Кроме того, отсутствует сам механизм обратной выплаты автовладельцам...

Плюсов больше

По официальной статистике, в России социально-экономический ущерб от аварий в 2002 году составил 279,1 млрд. рублей! Специалисты утверждают: основная цель закона об ОСАГО — это компенсация пострадавшим в ДТП. Всем пострадавшим в случае, если виновный скрылся с места преступления или вдруг оказался незастрахованным, с 1 июля 2004 года будет выплачена компенсация “по жизни и здоровью”. За счет каких средств?

Гарантом выплат потерпевшим выступает профессиональное сообщество автостраховщиков (РСА): с начала страхования по ОСАГО страховщики откладывают средства в специальный фонд. “Копилка” состоит из двух частей. Первая — это резерв на случай разорения страховой компании, где застрахован собственник авто. Другая “заначка” заработает уже к лету следующего года. Из нее производятся компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в ДТП при неизвестном или незастрахованном виновнике.

В отличие от добровольного страхования ОСАГО предполагает постоянный лимит ответственности в 400 тыс. руб., причем порядок получения автомобилистами страховых выплат более простой по сравнению с добровольным автострахованием. Например, по ОСАГО гражданин может получить деньги в течение 15 дней после наступления страхового случая (по добровольному автострахованию — 30). Кроме оплаты ремонта и восстановления автомобиля страховка покрывает также и лечение пострадавших в аварии. Причем расходы по риску “здоровье” значительно выше, чем по “железу”. Эксперты также настаивают на другом важном моменте: страховая компания не может взять себе прибыль больше 5% от суммы страховых премий — все излишки они обязаны закладывать в тот же резервный фонд.



Пенсионеров пожалели

Как известно, депутаты — сторонники нынешнего закона готовы поддержать социально слабых автовладельцев — пенсионеров и ветеранов. Они предлагают ввести некоторые поправки, улучшающие документ. К примеру, один из законопроектов предполагает покупку полисов ОСАГО с 10-процентной скидкой для водителей с большим стажем. Кроме того, страховщикам предполагается предоставить право самостоятельно снижать стоимость пожилым автомобилистам на такую же цифру.

Еще один существенный момент. Во всем мире пенсионеры-автовладельцы платят больше, чем обычные водители, потому что, по статистике, аварийность у этой группы выше (понятно, 70-летний автомобилист не сможет сравниться реакцией с 30-летним). Таким образом, в действующем законе уже заложена социальная защита пожилых водителей, которой, кстати, нет в других странах.

Западные тарифы на автострахование выше, выше и повышательные коэффициенты. В Ирландии, например, за отсутствие страховки в прошлом году было арестовано 9 тыс. автомобилей!

Российские тарифы ОСАГО рассчитывались Минфином на основании практического опыта ряда европейских стран и стран СНГ. Поэтому говорить о том, что тарифы завышены, нельзя. Если их снизить, то и суммы выплат тоже понизятся. Поэтому отменять уже вовсю работающий закон, считают эксперты, — рубить сук, на котором сидишь.

Специалисты убеждены: отмена закона приведет к дискредитации страхового рынка и подорвет доверие к страхованию в целом. Ведь на очереди закон об обязательном страховании жилья. К тому же Госдума и Совет Федерации приняли документ, президент его подписал, люди в него поверили — а теперь отбой?






    Партнеры