Навозная буча

О глобальном изменении климата не говорит сейчас разве только ленивый. Президент и тот побывал на проходившей на этой неделе в Москве Всемирной конференции по изменению климата. Итак, за последние 100 лет температура на Земле выросла на 0,6 градуса. Похоже, через пару столетий в Подмосковье начнут выращивать ананасы, тундра превратится в тайгу, под воду уйдут целые острова и государства. В столь безрадостном будущем виноват один невидимый, но коварный враг, которого ученые обозвали парниковым эффектом. Над изучением причин его возникновения бьются лучшие умы человечества.

Смекалистые российские исследователи подошли к изучению этой проблемы весьма оригинально. А именно: взяли и посчитали, сколько метана (этот газ является одним из основных виновников парникового эффекта) выделяет в атмосферу... домашний скот. И попали прямо в яблочко! За последние десятилетия скотина начала так активно “пускать газы”, что ученые всерьез задумываются о последствиях.

Исследования, проводимые в течение 2 лет, называются по-научному скучно — “эмиссия метана в животноводстве на территории России в течение 125 лет”. Чтобы ознакомиться с плодами гениального труда, пришлось ехать в Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН. В старом здании научного заведения пахло сыростью и было ужасно холодно.

— Вот так мы тут боремся с глобальным потеплением, — грустно пошутил один из авторов исследования кандидат физико-математических наук Александр Нахутин. — Я пойду поставлю чай, а вы тут пока ознакомьтесь с нашей работой.

Статья изобиловала загадочными словами типа “коэффициенты удельной эмиссии”, “кишечная ферментация”, “средневзвешенные величины” и всевозможными химическими формулами. Из понятного обнаружилось лишь два выражения — “коллективизация сельского хозяйства” и, собственно, близкое сердцу любого россиянина слово “навоз”, которое оставило во мне надежду постигнуть суть написанного и осознать ее со всей серьезностью. Но тут подоспела “помощь” с вафлями и горячим чаем. После первых же слов ученого стало понятно, что метаморфозы, произошедшие с отечественной скотиной за это время, и впрямь оказались нешуточными.

— Да вы посмотрите сами, — горячился ученый, — если в конце XIX — начале XX века одна корова ежегодно “производила” 40 килограммов чистого метана в год, то теперь 50—55 кило! Это же несколько газовых баллонов!

Из таблицы следовало, что “портить воздух” с большей продуктивностью стал не только крупный рогатый скот. К примеру, овцы теперь исторгают в окружающую среду 8 килограммов чистого метана вместо 5 из расчета на одну голову. А вот свиньи не в пример скромны — 1,5 кг вместо одного.

— Но как же так? — удивилась я. — Свиньи едят все подряд, в кишечнике все перемешивается и бродит, а вот почему-то “метеоризмом” страдают меньше...

— Это понятно, — обиделся Нахутин. — У них, знаете ли, другая структура питания. Они не едят столько травы, сколько коровы. А метан-то и образуется в животе за счет переработки сена и зелени.

Логически вытекало, что раз коровы стали чаще и мощнее, извините, пукать, то, стало быть, активнее поглощают травы. Получается, скотина чревоугодничает, а нам из-за них беда.

— Да, раньше скотина питалась хуже, и комбикормов тогда еще не было. А они тоже способствуют образованию газов. К середине 50-х годов прошлого века суммарный выброс метана в атмосферу от всех видов животных составлял в СССР порядка трех мегатонн, а теперь — 8 мегатонн.

— Но люди тоже стали питаться лучше, и зелени мы едим немало... — осторожно начала я.

— Ваш намек мне понятен, — поморщился мой собеседник, — здесь дело опять же в еде и в строении пищеварительной системы. Мы выделяем столь ничтожное количество метана, что учитывать его в качестве составляющего фактора в общих выбросах было бы смешно.

На душе стало невообразимо легко. Слава богу, хоть это пока можно делать спокойно и по желанию, не беспокоясь о глобальном потеплении.

Но как заставить скотину быть скромнее в естественных потребностях? По словам ученого, необходимо только немного изменить структуру питания, и усовершенствовать технологию утилизации навоза, потому как он тоже является источником метана. Даже помет одной курицы выделяет в воздух аж 13 граммов метана в год. А сколько этих куриц носится по всей стране?

Так, может быть, все-таки стоит посадить скотину “на диету”? Ведь тогда мы сможем если не избежать глобального потепления, то, по крайней мере, оттянуть его наступление.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру